Translate

Племенные союзы саков на территории Казахстана (VII-IV вв. до н. э.): хозяйство, общественный строй и культура

Первые государственные структуры на территории Казахстана стали появляться в 1 тыс. до н.э. в форме союзов племен. Необходимость регулирования земле- и водополь зования привело к интеграции соседних кочевых племен. Так, в степях Казахстана появились объединения, известные как саки - даха (массагеты), саки - рауки (тиграхауда), исседоны и аримаспы. По данным антропологов можно сделать вывод, что население Казахстана было европеоидным. Саки говорили на восточно-иранских языках или диалек тах. Вероятно, в восточных и юго-восточных регионах уже в этот период начинают функционировать пратюркские языки.
  • Саки-тиграхауда (носящие остроконечные шапки) – район средней Амударьи и Сырдарьи, Семеречье, Тянь-шань.
  • Саки – тарадарайя (заморские саки) - низовья Сырдарьи и Амударьи.
  • Саки-хаомаварга (варящие хаому – лёгкий наркотический напиток) – долина Мургама.

Политическая система
Инструментом политического участия рядового общинника стало народное собрание. Все полноправные члены общины периодически соби рались для обсуждения внутренних и внешних проблем. Этот поли тический строй можно назвать прямой демократией, т.к. общинники напрямую участвовали в принятии решений, без каких-либо посред ников. Его также можно назвать военной демократией, т.к. полноп равными членами общины были только вооруженные мужчины, воины.
Одна из характерных особенностей политической системы этого времени - обожествление, сакрализация власти. Во главе союза племен стоял царь, решавший вопросы войны и мира, посылавший и принимавший послов, регулирующий отношения между племе нами. Царская власть сохранялась в одном роду и являлась священ ной. Саки считали, что цари правят по воле богов, с этим связаны и жреческие функции сакских правителей. Часто верховными пра вителями союзов племен становились и женщины (Зарина, Томирис).
Каждой группе сакского общества соответствовал свой цвет:
  • Войнам, вождям и царю – красный; символ - колесница
  • Жрецам – белый; - символ – жертвенная чаща из бронзы или серебра.
  • Общиникам – жёлтый и синий. – символ – пара волов.

Хозяйство
Господствующим типом хо зяйства у племен Казахстана являлось полукочевое и кочевое ското водство. Разводили в основном овец и лошадей, которые были приспособлены к тебенёвке (пастьба на заснеженом пастбище).
На базе скотоводческого сырья развивалось ремесло. Изго товляли колесный транспорт, кожаную и деревянную посуду, колча ны, короткие мечи - акинаки, ножи и другие вещи, приспособлен ные к кочевой и полукочевой жизни. Именно на это время выпадает расцвет бронзовой индустрии.
Земледелие – выращивали просо, ячмень, пшеницу.
Торговля : «лазуритовый» путь – с Памира в Иран и Мессопатамию, «нефритовый» – из Кашгарии в Китай.
Культура
Использование железа и переход к более прогрессивной фор ме хозяйства способствовали развитию культуры племен Казах стана. Подвижный кочевой образ жизни позволит им контактировать с представителями разных культур. Вследствие этого сложилась единая для всего кочевого мира специфическая культура, которую помогают реконструировать письменные источники и археологи ческие материалы.
Кочевники жили в войлочных юртах и жилищах из саманного кирпича и бревен. Носили они высокие остроконечные шапки, обле гающие кафтаны до колен, опоясанные ремнем, узкие штаны и бескаблучную обувь.
Искусство древних кочевников Казахстана очаровывает и современного человека. Главным его компонентом являлась своеобразная изобразительная форма, называемая в науке «зве риным стилем». Этот стиль сложился в VII-VI вв. до н.э. у племен Средней Азии, Казахстана, Сибири и Юго-Восточной Европы. Опре деляющая его тема - изображать зверей и животных, носившая культовый характер.

Религия
Доминирующей формой религиозных верований был культ предков. Существовали специальные родовые кладбища, находив шиеся возле зимовок. Сюда, как правило, доставляли всех умерших независимо от времени года и отдаленности места смерти. Для того чтобы сохранить труп, особенно в летнее время, степняки при меняли бальзамирование и мумификацию трупов. В могилу рядом с покойником саки клали часть его имущества. Также существовал культ солнца и огня, хотя в тоже время существуют ещё анимизм, тотемизм и магия.

Могильники
  • Иссыкский – найден «золотой человек»;
  • Бесшатыр – высотой в пятиэтажный дом.

Источники
О жизни и быте саков нам становиться известно из письменных источников – «Авесты», трудов древнегреческого историка Геродота, Страбона, Птоломея.

Политическая история
А) Сако-персидские войны
  1. Кир – персидский царь совершивший поход в глубину сакских степей. Был разбит племенами массагетов во главе с царицей Томирис. По приданию во время битвы погиб, а его голову Томирис отпустила в бурдюк с кровью со словами «Ты жаждал крови, так насыться же ей».
  2. Дарий I – совершил поход против саков в 519-518 гг. до н.э. Его войско было завлечено в пустыни и чуть там не погибло, простым общинником Шираком, который сознательно пошёл на смерть, чтобы спасти свою родину.
Б) Нашествие Александра Македонского – 330-37 гг. до н.э. захватил левобережье Сырдарьи. Попытка захватить сакские племена живущие на правом берегу закончилась неудачей. Отступил, основав город Александрия Эсхата (Александрия крайняя).

В) Греко-персидские войны – (500-449 до н. э). Саки в них участвовали на стороне персов против греков. Отличились во время Фермопильской битвы.

1 комментарий:

  1. 5 best sports tipster sites on youtube - Videodl.cc
    youtube.com/tumor-tips/bet-tumor-tips/bet-tumor-tips. youtube mp3

    ОтветитьУдалить