Первые
государственные структуры на территории
Казахстана стали появляться в
1 тыс. до н.э.
в форме союзов племен. Необходимость
регулирования земле- и водополь зования
привело к интеграции соседних кочевых
племен. Так, в степях Казахстана появились
объединения, известные как саки - даха
(массагеты), саки - рауки (тиграхауда),
исседоны и аримаспы. По данным антропологов
можно сделать вывод, что население
Казахстана было европеоидным.
Саки говорили на восточно-иранских
языках или диалек тах.
Вероятно, в восточных и юго-восточных
регионах уже в этот период начинают
функционировать пратюркские языки.
- Саки-тиграхауда (носящие остроконечные шапки) – район средней Амударьи и Сырдарьи, Семеречье, Тянь-шань.
- Саки – тарадарайя (заморские саки) - низовья Сырдарьи и Амударьи.
- Саки-хаомаварга (варящие хаому – лёгкий наркотический напиток) – долина Мургама.
Инструментом
политического участия рядового общинника
стало народное собрание. Все полноправные
члены общины периодически соби рались
для обсуждения внутренних и внешних
проблем. Этот поли тический строй можно
назвать прямой
демократией,
т.к. общинники
напрямую участвовали в принятии решений,
без каких-либо посред ников.
Его также можно назвать военной
демократией,
т.к. полноп равными
членами общины были только вооруженные
мужчины, воины.
Одна
из характерных особенностей политической
системы этого времени - обожествление,
сакрализация власти.
Во главе союза племен стоял царь, решавший
вопросы войны и мира, посылавший и
принимавший послов, регулирующий
отношения между племе нами. Царская
власть сохранялась в одном роду и
являлась священ ной. Саки считали, что
цари правят по воле богов, с этим связаны
и жреческие функции сакских правителей.
Часто верховными пра вителями союзов
племен становились и женщины (Зарина,
Томирис).
Каждой
группе сакского общества соответствовал
свой цвет:
- Войнам,
вождям и царю – красный; символ -
колесница
- Жрецам
– белый; - символ – жертвенная чаща из
бронзы или серебра.
- Общиникам
– жёлтый и синий. – символ – пара волов.
Хозяйство
Господствующим
типом хо зяйства у племен Казахстана
являлось полукочевое
и кочевое ското водство.
Разводили
в основном
овец
и лошадей, которые были приспособлены
к тебенёвке (пастьба на заснеженом
пастбище).
На
базе скотоводческого сырья развивалось
ремесло. Изго товляли колесный транспорт,
кожаную и деревянную посуду, колча ны,
короткие мечи - акинаки, ножи и другие
вещи, приспособлен ные к кочевой и
полукочевой жизни. Именно на это время
выпадает расцвет бронзовой индустрии.
Земледелие
– выращивали просо, ячмень, пшеницу.
Торговля
: «лазуритовый» путь – с Памира в Иран
и Мессопатамию, «нефритовый» – из
Кашгарии в Китай.
Культура
Использование
железа и переход к более прогрессивной
фор ме хозяйства способствовали развитию
культуры племен Казах стана. Подвижный
кочевой образ жизни позволит им
контактировать с представителями разных
культур. Вследствие этого сложилась
единая для всего кочевого мира
специфическая культура, которую помогают
реконструировать письменные источники
и археологи ческие материалы.
Кочевники
жили в войлочных
юртах и жилищах из саманного кирпича и
бревен.
Носили они высокие остроконечные шапки,
обле гающие кафтаны до колен, опоясанные
ремнем, узкие штаны и бескаблучную
обувь.
Искусство
древних кочевников Казахстана очаровывает
и современного человека. Главным его
компонентом являлась своеобразная
изобразительная форма, называемая в
науке «зве риным
стилем».
Этот стиль
сложился в VII-VI вв. до н.э. у племен Средней
Азии, Казахстана, Сибири и Юго-Восточной
Европы.
Опре деляющая его тема - изображать
зверей и животных, носившая культовый
характер.
Религия
Доминирующей
формой религиозных верований был культ
предков.
Существовали специальные родовые
кладбища, находив шиеся возле зимовок.
Сюда, как правило, доставляли всех
умерших независимо от времени года и
отдаленности места смерти. Для того
чтобы сохранить труп, особенно в летнее
время, степняки при меняли бальзамирование
и мумификацию трупов. В могилу рядом с
покойником саки клали часть его имущества.
Также существовал культ
солнца и огня,
хотя в тоже время существуют ещё анимизм,
тотемизм и магия.
Могильники
- Иссыкский – найден «золотой человек»;
- Бесшатыр – высотой в пятиэтажный дом.
Источники
О
жизни и быте саков нам становиться
известно из письменных источников –
«Авесты», трудов
древнегреческого историка Геродота,
Страбона, Птоломея.
Политическая
история
А)
Сако-персидские войны
- Кир
– персидский царь совершивший поход
в глубину сакских степей. Был разбит
племенами массагетов во главе с царицей
Томирис.
По приданию во время битвы погиб, а его
голову Томирис отпустила в бурдюк с
кровью со словами «Ты жаждал крови, так
насыться же ей».
- Дарий
I
– совершил поход против саков в 519-518
гг. до н.э. Его войско было завлечено в
пустыни и чуть там не погибло, простым
общинником Шираком,
который сознательно пошёл на смерть,
чтобы спасти свою родину.
Б)
Нашествие
Александра Македонского –
330-37 гг. до н.э. захватил левобережье
Сырдарьи. Попытка захватить сакские
племена живущие на правом берегу
закончилась неудачей. Отступил, основав
город Александрия Эсхата (Александрия
крайняя).
В)
Греко-персидские войны – (500-449 до н. э).
Саки в них участвовали на стороне персов
против греков. Отличились во время
Фермопильской битвы.
5 best sports tipster sites on youtube - Videodl.cc
ОтветитьУдалитьyoutube.com/tumor-tips/bet-tumor-tips/bet-tumor-tips. youtube mp3