Translate

Казахстан в послевоенные годы (1946-51 г.). Экономическое развитие Казахстана в 1953-54 г. Политика перестройки в Казахстане. Казахстан в годы независимости. Внутренняя и внешняя политика.

План:
  1. Казахстан в послевоенные годы (1946-51 г.)
  2. Экономическое развитие Казахстана в 1953-54 г.
  3. Политика перестройки в Казахстане.
  4. Казахстан в годы независимости. Внутренняя и внешняя политика.
Литература:
1. Ашимбаев Т.Е. Экономика Казахстана на пути к рынку. Алматы, 1994.
2. Конституционный закон “О государственной независимости Республики Казахстан” (от 16 декабря 1991 г.).
3. Конституция Республики Казахстан. Алматы, 1995.
4. Назарбаев НА. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. Алматы, 1992.
5. Первый Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев: хроника деятельности. Алматы, 1993.
6. Назарбаев Н.А. Евразийский Союз: идеи, практика, перспективы. 1994-1997. М., 1997.
7. Назарбаев Н.А. Казахстан - 2030. Послание Президента страны народу Казахстана//“Казахстанская правда”, 11 октября, 1997.
8. Назарбаев Н.А. Хранить память, крепить согласие// “Казахстанская правда”, 16 января, 1998.
Источники
I. Народное движение за освоение целинных земель в Казахстане. Сб. документ, материалов. М., 1959.
2. О преодолении культа личности и его последствий: Постановление ЦК КПСС. 30 июня 1956 г.// КПСС в резолюциях. Т.9. С.111-129.
3. Реабилитация. Политические процессы 30-50 гг. М. 1991.
4. Хрущев Н.С. О культе личности. Доклад на XX съезде КПСС// Известия ЦК КПСС. 1989, № 3.
5. Алма-Ата 1986, Декабрь. Книга-хроника. 4.1-3. Алматы, 1992.
6. Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР, "Казахстанская правда", 1990, 28 января.
Исследования
1. Абжанов Х.М. Сельская интеллигенция в Казахстане: вчера, сегодня, завтра. Алма-Ата, 1990.
2. Абылхожин Ж. Б. Очерки социально-экономической истории Казахстана, XX век. Алматы, 1997.
3. Верт Н. История советского государства. 1900-1991 г. М. 1992.
4. Гуревич Л. Тоталитаризм против интеллигенции. Алматы, 1992.
5. Жакупбеков С. К. История легкой промышленности Казахстана. Алма-Ата, 1985.
6. Козыбаев И.М. Историческая наука Казахстана. Алматы, 1992.
7. Козыбаев М.К.- Актандактар акикаты. Алматы, 1992.
8. Кунаев Д.А. О моем времени. Алматы, 1992.
9. Верт Н. История советского государства 1900-1991 гг. Алматы, 1992.
10. Воловый Д. Экономика абсурдов и парадоксов. М., 1991.
11. Кунаев Д.А. От Сталина до Горбачева. Алматы, 1994.
12. Назарбаев Н.А. Без правых и левых. Алма-Ата, 1991.
13. Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. Алматы, 1992.



Общественно-политическая жизнь
Возвращение к мирной жизни требовало перестройки всей экономики, настроенной на производство в основном военной продукции, на мирный лад. Кроме того, в годы войны произошла некоторая либерализация местных рынков, повысилась доходность сельского хозяйства, ослаблен идеологический диктат марксизма в пользу национализма и патриотизма. Однако власти после победы над Германией вернулись к довоенным формам экономики и политической жизни.
Победа Советского Союза в войне привела к росту в его элите державных, имперских настроений. Стала настойчиво подчеркиваться основная роль русского народа в победе, стала пересматриваться его роль в истории других народов, в т. ч. и казахов, как народа-просветителя и покровителя. В связи с этим появился тезис о “буржуазном национализме” среди национальной интеллигенции.
Объектом жесточайшей критики со стороны властей стала “История Казахстана”, изданная в 1943 году. Началось навязывание идеологических стандартов, подавление национального самосознания, господство шовинизма и даже национал-фашизма в культуре и науке. В общественное сознание внедрялась концепция об особой мессианской роли России в истории нерусских народов, о благотворном характере российского колониализма, история казахов отрывалась от истории других тюркских и мусульманских народов и искусственно привязывалась к истории России. Национально-освободительное движение стало трактоваться как реакционное, часть освободительных восстаний казахов в ущерб истине стала объявляться классовыми, антифеодальными. Те представители национальной интеллигенции, которые не хотели смириться с новыми идеологическими установками, жестоко за это поплатились. В конце 40-х — начале 50-х годов были репрессированы историки Е. Бекмаханов, подверглись преследованиям М. Ауэзов, К. Сатпаев, Е. Исмаилов, X. Жумалиев, А. Жубанов и многие другие. В 1951 году критике из центра подвергся национальный эпос, в том числе такие сокровищницы народной культуры, как “Кобланды”, “Ер-Саин”, “Шара-Батыр”, “Ер-Едиге” и др., объявленные феодальными, воспевающими ханов и эксплуататоров. Только смерть Сталина в 1953 году остановила новую волну репрессий.
Вторая половина 40-х — начала 50-х стала апогеем системы лагерей. Только Степной лагерь, располагавшийся в Ишимских степях, насчитывал в 1949 году 200 тысяч заключенных. Крупными лагерями были Карагандинские и Джезказганские лагеря. Очень большой контингент составили бывшие солдаты и офицеры, попавшие в лагеря за пребывание в фашистском плену, а также участники антисоветских восстаний в Прибалтике, Украине, Белоруссии и Кавказе. В 1948 году были созданы “лагеря специального режима” для лиц, осужденных за “контрреволюционную” и “антисоветскую” деятельность. Именно в этих в конце 40-х — начале 50-х годов вспыхнули восстания. В 1952 году восстание подняли заключенные Кенгирского лагеря недалеко от Жезказгана. В этом же году восстание вспыхнуло в Экибастузе. Оба стихийных выступления были жестоко подавлены силами МВД, МГБ и регулярной армии.
В послевоенный период экономика Казахстана испытывала большие трудности. Крупной проблемой стало обеспечение промышленных предприятий рабочей силой после возвращения эвакуированного населения в западные регионы СССР. Заметно выросла текучесть кадров, снизилась трудовая дисциплина, резко упала производительность труда. В 1946 году наблюдался даже некоторый спад производства, что вынудило власти вернуться к командно-административным методам управления экономикой, что дало свои результаты, в основном, в промышленности. В 1947 году был пущен в действие Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, завершилось строительство угольного разреза в Экибастузе, вводились новые мощности на Актюбинском и Балхашском комбинатах, начали добычу нефти новые промыслы. Развивалась транспортная сеть, в 1950 году завершилось строительство железной дороги Моинты — Шу.
 Начало 50-х годов нашего столетия ознаменовалось попытками реформирования тоталитарной системы, либерализацией политической жизни, отказом от репрессивной политики. Тем не менее, основы советского строя и экономической машины остались без изменения, что, в конце концов, привело к стагнации и кризису всей системы.
В сентябре 1952 года первым секретарем ЦК Компартии Казахстана был избран Ж. Шаяхметов. По новому пятилетнему плану намечалось дальнейшее наращивание темпов промышленного строительства в республике, общий объем капиталовложений был определен в 28,5 млрд. рублей. Однако дальнейшие события привели к значительным изменениям в жизни всей страны.
В марте 1953 года умер И. Сталин, безраздельно правивший страной с конца 20-х годов. Его место заняла группа приближенных диктатора, начавшая борьбу за власть — Маленков, Молотов, Берия и Хрущев. Уже в конце марта новое руководство предпринимает меры по либерализации системы. Была объявлена амнистия для всех заключенных, чей срок не превышал пяти лет, несовершеннолетних и осужденных за экономические, административные и военные правонарушения.
 Через несколько дней было принято постановление о нарушении законности органами госбезопасности в ходе следствия по крупным политическим делам конца 40-х — начала 50-х годов. В июле 1953 года был арестован главный организатор репрессий 30-х — 50-х годов — Л. Берия. ГУЛаг был передан из ведения МВД министерству юстиции, политическая полиция стала самостоятельной организацией — Комитетом госбезопасности (КГБ).  
В 1955 году была объявлена амнистия осужденным за “пособничество фашистам” во время второй мировой войны, сняты с учета и освобождены из-под административного надзора спецпереселенцы. В то же время ограничения по свободе передвижения сохранялись, политические обвинения с немцев и крымских татар не были сняты, большая часть политзаключенных была амнистирована только лишь после 1956 года, после знаменитого доклада Н. Хрущева на XX съезде КПСС, где впервые было заявлено о существовании культа личности Сталина и массовых репрессиях. 
Либерализация политической системы была лишь частичной. Все неудачи проведения социально-экономической политики и преступления системы были объявлены следствием извращения ленинских принципов, что снимало ответственность с партии и руководства страны в целом. Несмотря на отказ от репрессивных методов, административно-командный принцип управления сохранился и продолжал развиваться. Республики, в т. ч. Казахстан, продолжали оставаться под непосредственным контролем Москвы, которая назначала и смещала руководителей республики по своему усмотрению. Так, в феврале 1954 года на VII съезде Компартии Казахстана, по решению Кремля, Ж. Шаяхметов был заменен П. Пономаренко. Тогда же секретарем ЦК КП Казахстана стал Л. Брежнев, возглавивший республику в 1955 — 1956 годах.
1957 — 58 годы стали пиком процесса десталинизации. В феврале 1957 года были реабилитированы чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы и калмыки, им было разрешено вернуться на родину. Началась реабилитация жертв политических репрессий, однако она была выборочной и не была завершена. В 1958 году был принят новый Уголовный кодекс, отменявший понятие “враг народа”, было запрещено прибегать к угрозам и насилию во время следствия, узаконена презумпция невиновности.
Экономика 
В послевоенный период экономика Казахстана испытывала большие трудности. Крупной проблемой стало обеспечение промышленных предприятий рабочей силой после возвращения эвакуированного населения в западные регионы СССР. Заметно выросла текучесть кадров, снизилась трудовая дисциплина, резко упала производительность труда. В 1946 году наблюдался даже некоторый спад производства, что вынудило власти вернуться к командно-административным методам управления экономикой. Это дало свои результаты, в основном, в промышленности. В 1947 году был пущен в действие Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, завершилось строительство угольного разреза в Экибастузе, вводились новые мощности на Актюбинском и Балхашском комбинатах, начали добычу нефти новые промыслы. Развивалась транспортная сеть, в 1950 году завершилось строительство железной дороги Моинты — Шу. Весной 1949 года начала действовать автоматическая телефонная станция в Алма-Ате, были телефонизированы все районные центры.
Положение в сельском хозяйстве было более тяжелым, чем в промышленности. Казахстан в порядке оказания помощи республикам, пострадавшим от оккупации, отправил безвозмездно 17,5 тыс. голов крупного рогатого скота, 22 тыс. лошадей, 350 тыс. овец, по льготным ценам было продано около 500 тыс. голов скота. В то же время на селе проводились меры по ужесточению колхозного режима. В 1946-49 годах у крестьян были отобраны и отнесены к колхозным земли, присвоенные колхозниками во время ослабления государственного контроля над селом. В 1948 году у колхозников был отобран личный скот. Объем обязательных поставок ежегодно возрастал, закупочные цены же оставались ниже уровня 1940 года, что покрывало только 15% себестоимости производственного зерна. Денежная реформа 1947 года, носившая конфискационный характер, ударила, прежде всего, по сельскому населению. Денежная масса сократилась на треть, но система обмена денег разорила крестьян и крупных вкладчиков сберкасс. Хотя в 1947 году карточная система была отменена, в стране надвигался новый голод.
В 1950 году была предпринята новая сельскохозяйственная реформа, заключавшаяся в укрупнении колхозов. В результате число колхозов в Казахстане сократилось с 6 773 в 1945 году до 2 047 в 1952 году. Это привело к исчезновению ряда населенных пунктов, уменьшению личных наделов крестьян, урезанию натуроплаты и не привело к радикальному улучшению положения в сельском хозяйстве. Так, в итоге аграрной политики властей в СССР в конце 40-х — начале 50-х годов вновь начинаются продовольственные затруднения. Тяжелой была социальная обстановка. Уровень заработной платы рабочих и служащих вырос в 1950 году по сравнению с 1940 годом в 1,5 раза, в то же время розничные цены выросли в 3 раза, что привело к снижению покупательской способности. Колхозники же за свой труд получали в четыре раза меньше, чем горожане и не имели права свободного передвижения по стране.
В 1957 году Н. Хрущевым был выдвинут лозунг “Догнать и перегнать Америку!”, нацеленный на быстрый рост производства сельскохозяйственной продукции. Однако преобладание внеэкономических, административных методов управления экономикой привело к серьезному экономическому и социальному кризису в конце 50-х — начале 60-х годов. Ряд непродуманных реформ в области управления экономикой привел к новому нарастанию продовольственных проблем и взрыву недовольства населения.
В августе 1959 года социально-экономический кризис привел к массовым беспорядкам в Темиртау — одном из быстро растущих индустриальных центров Казахстана. Строящийся в городе металлургический комбинат был объявлен ударной комсомольской стройкой, где работало более 200 тысяч человек. Бытовая неустроенность, недостаточное обеспечение продовольствием и питьевой водой и откровенные злоупотребления администрации привели к стихийным выступлениям рабочих, перешедшим в трехдневные волнения, подавленные лишь с помощью войск, многие активные участники темиртауских событий были осуждены.
Несмотря на тяжелую социальную и экономическую обстановку, в 1959 году был принят семилетний план, по которому Советский Союз должен был выйти на первое место в мире по объему производства к 1965 году. Объявлялось, что строительство социализма в стране завершено и долгожданный коммунизм наступит в начале 80-х годов. Крутой поворот претерпела и национальная политика. В целях создания новой общности — “советского народа” началось поощрение властями процесса русификации, сопровождавшееся закрытием национальных школ, сокращением сфер применения национальных языков и шовинистической пропагандой. Была выдвинута задача слияния всех этносов СССР и ликвидации национальных республик к началу 80-х годов. Без учета интересов республик стали меняться их границы. Так, в 1962 году Узбекистану были переданы три хлопкосеющих района Южного Казахстана.
В 1961 году руководителем Казахстана стал Д. Кунаев, работавший до этого председателем Совета Министров республики и бессменно руководивший Казахстаном четверть века. В 1962 году Хрущев предложил партийную реформу, изменявшую структуру партии и делящую ее на две организации — промышленную и сельскохозяйственную. Роль партии сводилась только к управлению экономикой, что вызвало недовольство верхушки партии и региональных функционеров. В обстановке секретности был подготовлен государственный переворот, и в 1964 году Н. Хрущев был отстранен от власти. Первым секретарем ЦК стал Л. Брежнев, а главой правительства — А. Косыгин.
Освоение целинных земель
 В 1954 году ЦК КПСС принял решение о расширении посевных площадей в стране за счет освоения целинных земель в северных районах Казахстана, в Сибири, на Урале и Северном Кавказе. Это были зоны рискованного земледелия с очень уязвимыми к эрозии почвами и недостаточной увлажненностью. Их распашка означала отказ от интенсивных методов агротехники, консервирование отсталых способов хозяйствования. Уже к августу 1954 года в Казахстане было распахано 6,5 млн. га. К началу 1955 года площадь обрабатываемых земель выросла на 8,5 млн. га, было создано 90 новых совхозов. С осени 1954 года началось создание еще 250 совхозов. Всего в годы освоения целины (1954—1960 гг.) было распахано 25,5 млн. га. Для обеспечения новых земель рабочей силой была проведена мобилизация добровольцев из западных районов страны, которым давались значительные льготы — бесплатный проезд с имуществом, денежные пособия до 1 тыс. руб., кредит на постройку до 20 тыс. руб на 10 лет, до 2 тыс. руб. на приобретение скота, освобождение от сельхозналога от 2 до 5 лет. Всего на освоение целины в 1954-59 годах было выделено более 20 млрд. руб.
Первые годы освоения целины, кроме засушливого 1954 года, были достаточно благоприятными. В 1956 году в стране был собран рекордный урожай в 125 млн. тонн зерновых, из которых 50% было получено на целинных землях. Однако нарушение экологического равновесия и ветровая эрозия уже в конце 50-х годов стали превращаться в серьезную проблему. К 1960 году в Северном Казахстане из-за нерационального освоения целинных земель из хозяйственного оборота было выведено более 9 млн. га. почв. С начала 60-х годов начались периодические засухи, приведшие к катастрофе 1963 года, когда впервые страна была вынуждена для обеспечения продовольствием закупить за границей 12 млн. тонн зерна на 1 млрд. долларов. Эффективность целинных почв ежегодно падала, и если в 1954-58 гг. средняя урожайность была 7,3 ц/га, то в 1961-65 гг. — 6,1 ц/га.
Распашка гигантских площадей целинных земель привела к резкому сокращению в Казахстане сенокосных и пастбищных угодий и началу длительного кризиса традиционной отрасли сельского хозяйства республики — животноводства. В 1955 году пришлось принять специальное постановление ЦК КПСС и обязать 47 степных районов и 225 совхозов разводить мясной скот. Начались работы по орошению земель и расширению кормовой базы. В результате с большим трудом удалось поднять общую численность скота в республике к 1960 году до 37,4 млн. голов (в 1928 году — 29,7 млн. голов). Тем не менее, рост численности населения привел к определенным затруднениям в обеспечении продовольствием, что заставило власти в 1962 году впервые пойти на повышение цен на мясо на 30% и на масло — на 25%. Планируемого увеличения производства мяса в три раза не получилось.
Отрицательно на сельском хозяйстве сказалась и реорганизация МТС (машинно-тракторных станций) с обязательным выкупом техники колхозами и совхозами. Более благополучные хозяйства, несомненно, выиграли от реформы и получили возможность улучшить организацию труда. Однако многие колхозы попали в критическое положение, т.к. выкуп техники изъял все средства, полученные в результате повышения закупочных цен, и потребовал новых государственных дотаций. Эта реформа вызвала отток квалифицированных специалистов-механизаторов из села и сокращение парка сельскохозяйственных машин. В Казахстане сокращение было покрыто только присылкой техники на освоение целины.
В целом, освоение целины превратило Казахстан в один из крупнейших производителей зерновых в мире и в то же время заложило причины длительного кризиса сельского хозяйства в республике в последующие годы.
Реформа 1957 года
Отказ от системы принудительного труда, отмена суровых рабочих законов привели к неспособности командно-административной системы обеспечить быстрый промышленный рост. Руководство страны решило провести реформы управления экономикой. В 1957 году были упразднены отраслевые министерства, а предприятия переданы в ведение Советов народного хозяйства административных экономических районов (совнархозов). В Казахстане был образован Республиканский совнархоз и 8 региональных Советов. Вместо расширения хозяйственной самостоятельности предприятий был выбран путь децентрализации управления экономикой. В результате несколько улучшилось положение небольших и средних предприятий, упростилось руководство производством, однако в то же время осложнилось проведение единой технической политики, упали качественные показатели. Реформы потерпели крах и после 1964 года были свернуты. Территориальный принцип управления экономикой вновь был заменен отраслевым.
В 50-е годы в Казахстане было начато строительство ряда крупных промышленных предприятий, в том числе Карагандинского металлургического и Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбинатов. Всего в 50-е годы вступило в строй почти 700 новых предприятий, в том числе такие крупные, как Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, ряд гидроэлектростанций на Иртыше, бурно развивалась сеть железных дорог, составившая к 1960 году 11,47 тысяч км. В 1958 году была создана Казахская железная дорога, объединившая магистрали, проходящие по территории республики.
В начале б0-х годов встал вопрос о техническом перевооружении предприятий и внедрении новых технологий, электрификации производства, механизации и автоматизации производства. Это привело к некоторому росту производительности труда, росту наукоемких производств.
Реформа 1965 года
Явная несостоятельность реформ Хрущева привела к новым изменениям в организации управления экономикой. В 1965 году вновь были образованы отраслевые министерства и ведомства. Вместе с этим хозяйства получили некоторую самостоятельность. Был введен хозяйственный расчет (хозрасчет), предусматривающий стимулирование труда. Для этого на предприятиях вводились новые показатели — стоимость реализованной продукции, общий фонд заработной платы, организовывались фонды стимулирования, премирование за перевыполнение плановых показателей. В Казахстане 1966 году на хозрасчет было переведено 11 крупных предприятий. К концу 1967 года в республике на новых принципах хозяйствования работало уже 193 предприятия. К 1970 году уже более 80% всех промышленных предприятий были переведены на хозрасчет. Значительно выросла рентабельность и производительность труда, быстрыми темпами развивалась легкая промышленность, транспорт, энергетика, новые отрасли — химическая промышленность и машиностроение. В начале 70-х годов возникла объединенная Северо-Казахстанская энергосистема, пущено в действие 48 новых предприятий пищевой промышленности.
ПОЛИТИКА «ПЕРЕСТРОЙКИ» И КАЗАХСТАН
Курс на социально-экономические преобразования, провозглашенный М. Горбачевым с приходом к руководству СССР, имел на отправном этапе такую же тенденцию, как и попытки его предшественников, пытавшихся при восхождении к власти, показать себя деятельными демократическими реформаторами. Система социально-экономических и политических акций, направленных на реформирование общества, вошла в историю под названием "перестройка". В развитии этого периода выделяется несколько этапов.
 
Первый этап: весна 1985 г. - лето 1987 г. В рамках этого этапа были предприняты тщетные попытки реализовать концепцию так называемого ускорения. Как предполагало и верило руководство страны, вывести общество из застоя (пока еще слово "кризис" не упоминалось) поможет борьба с пьянством (отсюда беспрецедентная антиалкогольная кампания) и распущенностью (продолжение курса Ю. Андропова на укрепление в обществе дисциплины). Как ожидалось, эти меры должны были оперативно сказаться на росте производительности труда, а следовательно, и ускорении общественного развития.
Однако в качестве главного фактора ускорения виделась идея обновления производственного аппарата (станки, оборудование, технологические линии и т.д.). Как считали некоторые "архитекторы перестройки", посредством перераспределения валютных ресурсов с закупки потребительских товаров (продовольствие, одежда, обувь и т.д.) на обретение преимущественно машиностроительного импорта, уже к 1990 г. долю машин, оборудования и приборов гражданских отраслей машиностроения, отвечающих мировым стандартам, удастся довести до 90%. Как следствие - все то же резкое повышение производительности труда и ускорение.
В аграрной сфере возможность ускорения виделась во внедрении достижений НТР, новых технологий и других факторов интенсификации сельскохозяйственного производства. Как подчеркивал М.С.Горбачев в своих выступлениях в Целинограде в сентябре 1985 г., эти моменты способны сообщить сильнейший импульс колхозно-совхозной системе, потенциал которой якобы огромен.
Между тем в условиях отсутствия рынка и частной собственности и, как следствие, конкурентной борьбы за потребителя всякие идеи ускорения оставались не более чем иллюзией. Действительно, зачем заводу, являющемуся монопольным производителем, скажем, телевизоров, новые технологические линии (пусть хотя бы и японские), если у него при всеобщим дефиците даже самая устаревшая и некачественная продукция будет, как говорится, с руками-ногами оторвана потребителем. Ведь последний лишен выбора и будет вынужден брать то, что ему предлагает производитель-монополист, причем по монопольно же высоким ценам. А раз так, то какой смысл в новых технологиях, станках и т.д.? И без них предприятия-монополисты будут процветать. Поэтому заводы и фабрики всячески отказывались от импортного оборудования, навязываемого им в рамках партийного курса на ускорение, а когда это не удавалось, то последнее в контейнерах или в распакованном виде складывалось на задних дворах, открытое всем ветрам, снегам и дождям.
Очень быстро несостоятельность концепции ускорения выявилась и в сельском хозяйстве. Здесь тоже все объяснялось отношениями собственности. Государственная колхозно-совхозная система уже в силу своей природы была не способна воспринять достижения научно-технической революции, новейшие технологии и научные системы земледелия. Колхозники и рабочие совхозов, будучи бесправными поденщиками, у государства, отчужденными от средств производства, и результатов труда, были в принципе безразличны к общественному производству и рассматривали работу здесь как своеобразную барщину. В рамках такой мотивации говорить о сколько-нибудь серьезной интенсификации было излишне самоуверенно.
Что касается ставки на борьбу "всем миром" за дисциплину, то с помощью этой меры удалось повысить эффективность производства лишь на один процент, да и то только в первый год перестройки. Антиалкогольная же кампания привела к нарастанию дефицита госбюджета и обострению ситуации на потребительском рынке (этому же способствовала, кстати, и резкая переориентация импортных закупок с потребительских товаров на продукцию машиностроения).

Второй этап: лето 1987 г. - май 1989 г. Результаты начального периода перестройки наглядно демонстрировали несостоятельность попыток реформирования экономики посредством облегченных подходов. Становилось ясным, что "косметическими" методами, стилизованными под реформу, здесь не обойтись, ибо кризисные (как раз в это время протекавшие в обществе процессы впервые начинают характеризоваться не как застой, а именно как кризис) причины лежат гораздо глубже - в системе производственных отношений. В этой связи общественным сознанием начинает все более широко овладевать аксиома, что путь к динамизации и благосостоянию страны лежит через рынок и частную собственность, т.е. те вехи, которые в своей эволюции прошли все развитые цивилизованные государства.
Однако руководство страны по-прежнему проявляло нерешительность, медлительность и излишнюю осторожность. Именно этим объясняются попытки соединить план и рыночную стихию и тем самым выйти на некую модель социалистического рынка, подменить частную собственность надуманными гибридами (арендой, арендным подрядом и т.д.) Ярким примером шараханий этого периода стали половинчатые законы о государственном предприятии (объединении) и о кооперации. Хотя они и сообщали обществу движение вперед, тем не менее, проблемы не решали. Требовались гораздо более радикальные меры.

Третий этап: май 1989 г. - август 1991 г. Только с перемещением центра принятия решений из бюрократических чертогов в более активный реформаторский ориентированный орган можно было, по крайней мере, надеяться на эффективное прохождение социальных новаций. Такие предпосылки были созданы после образования в результате весенних выборов 1989 г. народного парламента. Именно на его трибуне развернулась активная борьба за переход к рынку и частной собственности, как важнейшим условиям создания на обломках тоталитарной империи демократического общества.
В то же время в средствах массовой информации была широко разрекламирована кампания по борьбе с привилегиями. С помпой сообщалось о передаче трудящимся одного-двух плохоньких партийных санаториев или намекалось на "скромность и демократичность" нового руководителя республики, который якобы сам ходит по утрам в магазин и покупает себе продукты.
Много пустых усилий было, затрачено на борьбу с преступностью, которая продолжала расти. В рамках горбачевской антиалкогольной кампании был выдвинут лозунг: "Очистим города и села от алкоголизма!". На предприятиях создавались общества трезвости, повсеместно вводились "сухие" свадьбы (распитие спиртного запрещалось, и гости полуподпольно разливали водку в бутылки из-под минеральной воды), а милиция вылавливала выпивших чуть ли не прямо в ресторанных залах (в рамках кампании множество людей были исключены из партии, отчислены из учебных учреждений, уволены с работы). Алкоголизма, тем не менее, не стало меньше, подверженные этой болезни люди переходили к наркомании, занимались самогоноварением и т.д.
Таким образом, наблюдавшиеся в республике тенденции общественно-политической жизни проходили в заметной асимметрии с процессами в центре страны. Объявив о «гласности», Система высвободила инерцию своего саморазрушения. Ветер перемен стал достигать и Казахстана.
В рассматриваемый период в Казахстане начинают формироваться неформальные движения. Только с ноября 1989 г. по март 1990 г. в республике насчитывалось 103 общественных движений, партий, объединений и групп. В обществе формировался разнообразный спектр социально-политических сил.
И все же следует признать, что в отсутствие достаточно легитимного института частной собственности и рыночных отношений, в обществе не могло быть и действительно не было более или менее рельефно выраженных разведенных групповых интересов. Поэтому социальная база движения была в принципе однородной. Что касается групповых интересов, то они локализировались преимущественно по линии этничности или каких-то приемлемых для всех ориентации (экология, антиядерное движение и т.д.). Это, кстати, подтверждали и выборы в парламент, выявившие, что очень часто главным принципом дифференциации электората, выступала идентификация именно с этнической группой.
Однородность социальной структуры общества, полное отсутствие среднего класса - главного востребователя демократических прав и свобод - объясняют, почему в Казахстане в это период не имели сколько-нибудь массовой поддержки движения и партии ярко обозначенной демократической направленности. Если их абстрактные призывы к построению правового демократического государства еще находили восприятие в массах, то конкретный программный курс на частную собственность и рыночные отношения общество в большинстве своем отторгало.
В эти годы Коммунистическая партия (на 1 января Компартия Казахстан насчитывала в своих рядах 797931 член) продолжала отстаивать свою претензию на роль единственно "руководящей и направляющей силы общества" Однако авторитет ее продолжал падать. Проведенные в начале 1990 г. социологические опросы в городах СССР, в том числе в Алма-Ате, выявили, что только 17% респондентов верят в способность КПСС возглавить перестройку общества и обеспечить ее успех. Подобные настроения нарастали и в рядах самих членов партии. Так, в октябре 1989 г. в Алма-Ате был создан городской клуб избирателей "Кенес", инициаторами которого стали члены партии С. Абдрахманов, В. Мезенцев и др. На заседаниях этого клуба звучала критика КПСС, выдвигались требования ее глубокого реформирования. Однако становилось все более очевидным, что подобным иллюзиям не суждено сбыться. Состоявшаяся в середине 1988 г. Всесоюзная конференция КПСС, а затем съезд партии обнаружили полную несостоятельность партии к самообновлению и реформированию. Критика и оппозиция к ней со стороны общества обрела необратимый характер, причем по нарастающей тенденции. Логическим развитием стали августовские события 1991 г. (Московский путч и его ликвидация Ельциным). В сентябре 1991 г. произошел роспуск Компартии Казахстана. Начинался новый этап в развитии республики, ее общественно-политической жизни.
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Декабрьские события в Алма-Ате, пожалуй, впервые со всей очевидностью показали, что область приложимости идей гласности и демократизации виделась правящей Коммунистической партией в весьма суженых пределах. Их реализация как-то допускалась в сфере культурной и интеллектуальной жизни, но строго запрещалась во всем том, что касалось какой-либо критики и оппозиции к Системе.
В то время как в Москве или Ленинграде миллионными тиражами выходили литературные журналы, печатавшие запрещенных ранее писателей-диссидентов и статьи шокирующих цензуру публицистов, Казахстан волею властей продолжал оставаться "интеллектуальной пустыней". Более того, в рамках широко развернувшейся кампании по борьбе с "казахским национализмом" (именно такое определение было дано алматинским событиям 1986 года специальным постановлением ЦК КПСС) началось как бы вторичное (со времен 30-х годов) "выкорчевывание" из исторической памяти народа всего того, что так или иначе связывалось с национально-либеральной интеллигенцией, репрессированной сталинским режимом.
Вся гласность сводилась к критике в печати и на партийно-хозяйственных активах коррупции (главным рассадником ее в республике объявлялись Кунаев и его окружение), кадрового и регионального протекционизма. В целях имитации "непоколебимой решимости властей бороться с этими пороками" ряду высокопоставленных лиц были инкриминированы уголовные дела. (В дальнейшем за отсутствием состава преступления уголовные дела на них были прекращены).
МАТЕРИАЛЬНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Еще в середине 60-х гг. партийно-государственное руководство страны взяло курс на повышение денежных доходов населения. Это сыграло определенную положительную роль в повышении жизнен­ного уровня населения в сопоставлении с 40—50-ми гг. В первой половине 70-х гг. в производственных отраслях народного хозяйства были установлены новые ставки и оклады, минимум зарплаты дове­ден до 70 руб. в месяц. В 1977-1978 гг. были введены новые ставки и оклады для работников непроизводственной сферы. Если в 1965 г. только 4% населения имели доход 100 руб. и выше в месяц на члена семьи, то в 1977 г. — почти 40%. В целом размер среднемесячной заработной платы рабочих и служащих республики за 1971-1989 гг. увеличился на 89% — со 123,7 до 233,7 руб., у рабочих промышленности — соответственно на 93,6% со 133,9 до 259,3 руб. Существенно изменилась зарплата у работников совхозов — со 121 до 247 руб. Увеличилась гарантированная заработная плата колхозников (100 и 210 руб.), оклады низкооплачиваемых слоев населения подтягивались к оплате среднеоплачиваемых. Среднемесячная пенсия по возрасту поднялась до 93,2 руб. в месяц вместо 51,1 руб.
Такой рост заработной платы годами выдавался за постоянно растущий уровень жизни народа, но на самом деле это мало соответствовало действительности. Такие факторы, как повышение цен государством и предприятиями-монополистами, снижение качества товаров, рост дефицита, искусственно заниженный размер заработной платы, уравниловка в оплате вели к стагнации жизненного уровня населения. Доля заработной платы в произведенной чистой продукции в промышленности страны постоянно снижалась, составив в 1985 г. 36% против 58% в 1927 г.
На понижении реальных доходов населения сказывались и инфляционные процессы, долгое время скрывавшиеся государственными органами от народа. С учетом годового темпа инфляции 4% (по оценке ученых) средняя реальная заработная плата за период 1970—1986 гг. снизилась на 20%. В 1985 г. рубль равнялся 54 коп. в сравнении с рублем середины 60-х гг. На XXV съезде КПСС руководство партии было вынуждено признать, что сам по себе рост денежных доходов еще не означает реального подъема уровня жизни.
Несколько улучшилось в рассматриваемый период обеспечение населения за счет общественных фондов потребления. Значительная их часть шла на выплату пособий, пенсий и стипендий, получение бесплатного образования, на развитие здравоохранения, культурного и бытового обслуживания. В 1971 г. для колхозников установлен был такой же порядок начисления пенсий, как для рабочих и служащих. В 1972-1974 гг. были увеличены размеры пенсий инвалидам войны и труда в среднем на 33%, в 1975г. — введены дополнительные льготы инвалидам Отечественной войны. Были приняты меры по охране материнства и детства, улучшены материально-бытовые условия участников Отечественной войны, увеличены пособия инвалидам с детства. Однако указанные меры мало повлияли на повышение уровня жизни.
Увеличение номинального размера пенсий, пособий было невелико, а уровень, от которого шло увеличение, — низким. У значительной части населения, особенно пенсионеров, многодетных семей, доходы оставались низкими и не обеспечивали нередко даже прожиточного минимума. Существенное повышение цен в 70-80-е гг. как официальное, так и скрытое на многие товары массового спроса, бытовые и коммунальные услуги, многие виды транспорта заметно снизило реальные доходы населения.
Нарастал дефицит. Из продажи исчезали дешевые товары для детей, людей пожилого возраста, не хватало многих продовольственных продуктов. Ухудшилось качество продуктов питания, что одновременно означало их удорожание. Привычными стали многочасовые очереди, непременный атрибут советского строя.
В 70—80-е гг. большинство людей воспринимало советское общество как крайне несправедливое. Это было связано, прежде всего, с привилегиями партийно-государственной, военной, хозяйственной номенклатуры. Такие привилегии создавали специфическую форму социального неравенства и, по существу, означали формирование потребительских рынков с разной покупательной стоимостью рубля. Бюрократия строго соблюдала иерархический принцип в распределении привилегий. Их объем определялся должностным статусом.
Одной из самых острых проблем социальной сферы оставалась жилищная проблема. В рассматриваемый период произошли некоторые сдвиги в ее решении. Было построено 2208,7 тыс. квартир, около 13 млн. человек улучшили свои жилищные условия, получив новые, построив собственные квартиры или расширив свою жилплощадь.
Однако в связи с ростом населения обеспеченность жильем была неполной. Капитальные вложения в строительство жилья сокращались, соответственно сокращалось число построенных квартир, не выполнялись планы жилищного строительства. Только в одиннадцатой пятилетке в республике не было введено почти 1,2 млн. кв. м. жилья, не выполнены планы по строительству школ, больниц, детских садов. В то же время в 70-х — начале 80-х гг. в столице республики и областных центрах строились дорогостоящие административные объекты.
Подчинение экономики республики центральным ведомствам, недооценка проблем социально-культурной сферы, действие остаточного принципа выделения ресурсов на ее развитие вели к тому, что по многим показателям, определяющим уровень жизни народа, Казахстан отставал от общесоюзных показателей. Декларируемое положение о выравнивании уровней развития союзных республик в 70—80-е гг. не произошло. Многие районы Казахстана, прежде всего расположенные в зоне действия Семипалатинского ядерного полигона, Приаралья, находились в бедственном положении. Десятки отдаленных сельских районов, населенных преимущественно коренным населением, не обеспечивались нормальной медицинской помощью, питьевой водой, овощами, фруктами, в них не хватало детских учреждений, библиотек и пр. Такое положение создавало объективную основу для резкого обострения противоречий между республикой и центром.
Рассматривая динамику уровня жизни населения республики в 70—80-е гг. в сравнении с послевоенным периодом, надо признать, что положение основной части населения улучшилось. В большинстве семей появились телевизоры, холодильники, стиральные машины, наборы мебели, другие товары длительного пользования. Почти исчезли бараки — характерный атрибут довоенной и послевоенной жизни, сократилось число живущих в коммунальных квартирах. Все больше людей стали совершать туристические поездки за границу и по стране, лечились в санаториях, отдыхали в домах отдыха по льготным путевкам.
Однако проблемы в социальной сфере нарастали быстрее, чем решались, остаточный принцип ее финансирования вел к отставанию в качестве медицинского обслуживания, дошкольного воспитания, образования. Особенно неблагополучным было положение в сельской местности. Строительство жилья, культурно-бытовых объектов, развитие сферы обслуживания все более отставало от нужд населения, вызывая его обоснованное недовольство. Усиливался дефицит продовольствия и качественных промышленных товаров, сократилась средняя продолжительность жизни. Массовым явлением стало безразличие к труду, хищения на производстве, падение трудовой дисциплины, пьянство, преступность, развивалась «теневая экономика». Все это свидетельствовало о наличии кризиса в социальной сфере и объективно вело к подрыву тоталитарного режима.
Разрушение командно-административной системы, становление рыночных отношений не привели к социальной справедливости, скорее наоборот. Она не только не возросла, но была почти до основания разрушена. Произошло обострение социальных противоречий. Экономика была разрушена. Производство не росло, а снижалось, соответственно, падали производительность труда и уровень потребления. Социальная справедливость переросла в проблему социальной защиты таких групп, как дети, пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи. Исчезла уравниловка в оплате труда, но сама оплата оставалась далека от справедливости. Новые формы хозяйствования: подряд, аренда, кооперация, СП, частные предприятия, коммерческие банки, акционерные общества и прочее — создавали для людей, занятых в этих формах, неоправданно высокие заработки. Большие нетрудовые состояния наживались членами торгово-закупочных кооперативов. Развились в невиданных масштабах спекуляция и черный рынок. Социальная дифференциация еще более усилилась. Доходы большинства людей стали ниже потребительского минимума. Развитие инфляции, начавшаяся безработица лишали людей каких-либо надежд на будущее, негативно сказывались на материальном положении населения.
ВНУТРЕННИЕ АСПЕКТЫ

После распада СССР Первого Президента суверенного Казахстана тревожила тенденция к дроблению огромного государства по этническому признаку, которая была способна на то, чтобы ввергнуть всю систему международных отношений в хаос. Понимая это, он внушал соотечественникам мысль о том, что система рухнула не только в силу политической и экономической несостоятельности, но и потому, что народы поверили в свои силы, ощутили потребность в возрождении национальных культурных и духовных ценностей, своих родных языков. Он старался передать всем свою глубокую веру в то, что нельзя заставить уважать себя, свое национальное достоинство, отказывая в этом другим. Его правота была глубокой еще и потому, что в своих рассуждениях он раскрывал сущность Казахстана — территории, по которой проходил Великий Шелковый путь, - а значит, и народа, проживающего на ней, который исконно складывался как великий интернационалист.
 
Назарбаев своими действиями заставляет казахстанцев помнить заветы предков. В этом смысле Назарбаев выступает истинным сыном своего народа, не давая ему отклониться от своего изначального пути взаимодействия и взаимообогащения культур. Но все чаще он склоняется к мысли о том, что в переходный период нельзя быть слабой властью. Печальный пример постоянно стоял перед его глазами - М.С. Горбачев с его нерешительностью, раздвоенностью. Эту ошибку Н.А.Назарбаев не хотел допускать, поэтому была создана соответствующая правовая база, запрещающая действия, которые могли бы привести к переделу границ. Нравилось это кому или нет, но тем самым он расставил точки над i, закрыв на свой лад этот вопрос для казахстанцев.
В то же время он стимулировал действия соотечественников, высказав на Первом форуме народов Казахстана (1992 г.) идею создания прообраза такого механизма как общественного органа консолидации граждан всех национальностей. Результатом явилось появление института широкого правового статуса в области национальной политики - Ассамблеи народов Казахстана. Последняя могла бы на себя взять решение всех подобных щепетильных вопросов. Ее создание в 1995 году было обусловлено стремлением к гармонизации общественных отношений, сохранению межнационального, межконфессионального и гражданского согласия в республике. На Ассамблею народов Казахстана Нурсултан Назарбаев возлагал большие надежды в области межнациональной политики, да она и оправдывает их, становясь активной политической консолидирующей силой общества.
Нурсултан Назарбаев постоянно ориентирует казахстанцев на укрепление мира и согласия в стране. "Русские и казахи живут вместе много веков, на этой земле и русские, и казахи имеют общую судьбу. В Казахстане это понимают. Простым людям нечего делить. 35 % населения Казахстана - русские, 40% - казахи. Кстати, тюркоязычные и принадлежащие к мусульманской культуре народы составляют большинство. Гражданами являются представители еще около ста наций и народов. Внутри Казахстана нет поводов, чтобы их перессорить. Если и вспыхнет национальная рознь, то она будет внесена извне, и сделать это может только враг и русского, и казахского народов. Идти по пути реформ, улучшать жизнь людей, строить рыночную экономику можно только в условиях стабильной политической обстановки. Если ее не будет, то нужно отбросить все реформы и заниматься только войной."
Лидер народно-патриотического движения в Казахстане "Азамат" Мурат Ауэзов упрекал Президента в том, что тот не без ноток победных реляций называет каждый раз уменьшающиеся проценты оставшихся в республике русских. Думается, в Нурсултане Назарбаеве каждый раз при называющемся процентном составе русских проступает лицо политика, главы государства, которому не раз бросали упрек, что в Казахстане казахов меньше, чем русских. А если учесть, на чем строились притязания российских политиков, то можно понять, почему всякий раз в своих выступлениях на тему безопасности страны он приводит процентное соотношение живущих в республике народов.
Нурсултана Назарбаева серьезно беспокоила поднимающаяся волна мнений, суждений, направленная в адрес пересмотра границ. "Не только экстремисты новой волны, но и государственные мужи договорились до того, что Крым — это российская территория, отданная Украине по недомыслию Н.С. Хрущева. По их словам выходило, что Северный Казахстан также исконная территория России... Я сообщил М. Горбачеву и Б. Ельцину о том, что Казахстан возмущен, и это может вылиться в нежелательные для всех нас последствия. Большая группа политиков Российской Федерации под руководством А. Руцкого прибыла в Казахстан. Российская делегация подписала с нами двустороннее соглашение и сделала заявление о том, что Россия не претендует и не будет никогда претендовать на наши территории. Накал страстей стал спадать". Осмысливая предыдущий ход событий, Нурсултан Назарбаев приходит к нелегкому для него выводу: "Сегодня, я думаю, на России лежит огромная ответственность и перед историей, и перед всеми народами. Без нее не было бы беловежского документа, без России не распустился бы бывший Союз, и теперь объединительная роль России в движении вперед независимых государств огромна. Но в такое острое наэлектризованное время, когда происходят вооруженные столкновения в Закавказье, Приднестровье, там и тут беженцы, руководителям России необходима особая деликатность и в высказываниях, и в поступках".

Нурсултан Назарбаев недвусмысленно заявляет о своей позиции на этот счет. "Любые пограничные претензии к Казахстану сегодня, (впрочем, как и к любым другим республикам) - это неминуемое кровопролитие. Я хочу, чтобы это прозвучало. Если кто-то думает, что Назарбаев из страха ведет себя по-дружески, что может позволить отобрать у Казахстана часть территорий, он глубоко ошибается. Сегодня каждый готов отстаивать интересы своего независимого государства." Эти высказывания, произнесенные в мае 1992 года, раскрывают одну из самых драматичных страниц деятельности Назарбаева в качестве Президента суверенной республики.

ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

"Внешняя политика — это неотъемлемая часть казахстанской государственности. Без преувеличения можно сказать, что будущее нашей страны в немалой степени зависит от того, насколько эффективно будут работать дипломаты"
Н. А. НАЗАРБАЕВ

После обретения независимости и суверенитета перед Казахстаном возникли задачи фopмиpования укрепления и совершенствования своей государственности. Распад СССР, в отличие от других регионов планеты, привел к образованию не принципиально новых государств, не имеющих под собой оснований, а к возрождению утраченной некогда государственности, имевшей глубокие исторические корни. Суверенной республике предстояло решать комплекс важных проблем:
а) переход от одной экономической системы к другой;
б) развитие процесса демократизации;
в) сохранение и укрепление социального и межэтнического согласия;
г) определение внешнеполитического курса;
д) сохранение территориальной целостности;
е) проблемы соответствия законодательства принимаемым моделям собственного развития;
ж) развитие интеграционных процессов в контексте международного сотрудничества в рамках нового межгосударственного образования — Содружества Независимых Государств.
Одновременный стремительный распад Советского Союза и создание суверенного Казахстана потребовали решения ключевых задач — создание принципиально новых государственных институтов управления страной. В числе первоочередных, наряду с высшими органами власти, было и создание полноценного внешнеполитического ведомства молодого независимого государства, а с ним и выработка соответствующих документов для выполнения необходимых условий по вступлению нашего государства в международное сообщество.
Через два с лишним месяца (2 марта 1992 года) после обретения Независимости Казахстан обретает членство в Организации Объединенных Наций, а сегодня является членом или участником более 50 различных организаций и программ ООН, а также других международных организаций. Среди них: Азиатский Банк Развития, ОБСЕ, Всемирная Организация Здравоохранения, Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности, Всемирная Таможенная Организация, Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Европейская Экономическая Комиссия ООН, Международная Организация Гражданской Авиации, Интерпол, МАГАТЭ, Международный Валютный Фонд, Объединенная Исламская Конференция, Программа развития ООН, Программа «Партнерство ради мира», Центр ООН по правам человека и др.
За первые шесть лет суверенитета и независимости Казахстан признали свыше 120 стран мира. Уже в первые месяцы молодой истории суверенного Казахстана в числе первых, кто установил с Казахстаном дипломатические отношения, стали США, Китай, Великобритания, Монголия, Франция, Япония и др.
Следует отличать две формы признания новых государств: де-факто и де-юре.
Признание де-факто носит неполный характер. Признавая сам факт образования нового независимого государства, правительства иных государств в силу разных причин политического, экономического характера не устанавливают с ним дипломатических отношений, но вступают в различные контакты, например, торговые. В современной международной практике признание де-факто носит в целом временный характер.
Признание де-юре является полным дипломатическим признанием государства, которое предусматривает установление дипломатических отношений, открытие на основе взаимности дипломатических представительств, развитие взаимовыгодных политических, экономических, культурных и других связей. Факт установления дипломатических отношений может быть зафиксирован в телеграммах глав двух государств, где, как правило, стороны официально уведомляют друг друга об этом политическом и историческом акте, выражают пожелания в дальнейшем укреплении дружественных отношений.
В самом начале пути Республика Казахстан открыла свои посольства в России, США, Китае, Турции. Следом в Алматы высадился большой десант дипломатических представительств и миссий иностранных государств, а также международных организаций, в республике начали обосновываться представители зарубежных фирм и компаний. К настоящему времени в Казахстане функционируют 47 посольств, 13 международных организаций имеют свои представительства, более 200 солидных иностранных компаний открыли в республике свои оазисы. Все это, безусловно, вызывало необходимость выработки на основе международной практики казахстанского государственного протокола и соответствующей службы, о которых и пойдет дальнейшее повествование, также как и об основных сведениях о казахстанской дипломатической практике, терминологии, употребляемой в среде дипло­матов и пр.
 
Использованная литература:
Айдаров Н.Г. Степная дипломатия одевается во фрак. – Минск, Мастацкая лiтаратура, 1998. – 229 с.

Развитие международных связей Казахстана
Кризис, продолжающийся во всех сферах общественной и социально-экономической жизни заставил глав независимых государств искать новые пути интеграции. В начале 1994 года Президент Казахстана Н. А. Назарбаев выступил с идеей образования Евразийского Союза Государств. В июне того же года в печати был опубликован проект «О формировании Евразийского Союза Государств». В документах это новое образование определялось как союз равноправных независимых государств, деятельность которого направлена на реализацию национально-государственных интересов каждой страны-участницы. Целью Союза провозглашалось укрепление стабильности и безопасности стран, обеспечение успешной социально-экономической модернизации в постсоветском пространстве. При формировании Союза предусматривались демократические принципы объединения.
Приоритет во внешнеполитических связях и взаимоотношениях Казахстан по-прежнему отдавал России. За короткий период независимости республик был создан огромный задел сотрудничества с Россией, подписан целый ряд двусторонних договоров, регламентирующих, экономические взаимоотношения, сотрудничество в области освоения космического пространства, создание армий нового типа и т.д. Особое значение уделялось проблеме гражданства.
На уровне двусторонних отношений было активизировано сотрудничество с Украиной, Беларусью, странами Закавказья, а также государствами Балтии. Особенно интенсивно развивались связи Казахстана с ближайшими соседями по среднеазиатскому региону — Узбекистаном, Кыргызстаном, а в рамках экономического блока — с Туркменией и Таджикистаном.
Значительных успехов добилась казахстанская дипломатия на азиатском направлении, где в экономическом отношении вперед выдвинулись Китай, Индия, Вьетнам, страны, входящие в АСЕАН. В этих условиях Казахстану было очень важно не отстать от динамики развития экономической ситуации на этом обширном пространстве планеты. В интегрировании Казахстана в азиатско-тихоокеанский процесс большую роль сыграло участие республики в деятельности Организации Экономического Сотрудничества. В 1995 году состоялись встречи на высшем уровне с лидерами Индонезии, Пакистана, Турции. Особенно широкомасштабно развивались связи Казахстана с Турцией. Так, например, на территории Казахстана возникли сотни казахстанско-турецких совместных предприятий. В Алматы за короткий срок была возведена гостиница «Анкара» (ныне – «Риджент Алматы»). Делегации из Казахстана стали постоянными участниками конференций и встреч, проводимых в Турции. Сотни юношей и девушек проходили обучение в университетах Стамбула и Анкары. По казахстанскому телевидению начали транслироваться передачи турецкого телевидения.
Казахстан успешно развивал связи и с европейскими государствами. Переговоры Президента Республики с главой правительства Германии Гельмутом Колем, вновь избранным президентом Франции Жаком Шираком внесли весомую лепту в активизацию внешнеполитического курса Казахстана на европейском направлении.
Состоялся визит Президента Республики Казахстан в Венгрию, во время которого был подписан целый пакет соглашений, заложивших прочную основу политического и экономического сотрудничества между двумя странами. Обоюдовыгодные взаимоотношения сложились у Казахстана с Болгарией, Чехией, Румынией.
Важное значение для Республики Казахстан имело сотрудничество с США, со стороны которых республика имела значительные инвестиции в экономику. США также оказали большую поддержку в области развития культуры и образования. В рамках программы «Болашак» студенты вузов Казахстана получили возможность пройти обучение в учебных заведениях США, Франции, Германии.
К 1996 году Казахстан укрепил связи со многими авторитетными международными организациями, такими, как ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ. Так, например, при взаимодействии и поддержке ЮНЕСКО прошло празднование 150-летия Абая Кунанбаева. В Алматы было открыто единственное в Центральной Азии представительство этой организации. Таким образом, после обретения независимости наша республика уверенно заявила о себе на международной арене. Благодаря взвешенной и миролюбивой политике Казахстан стал одним из уважаемых в мировом сообществе государств и был принят в ряды крупных международных организаций.



Комментариев нет:

Отправить комментарий