Материальная
культура. Главной
отраслью хозяйства по-прежнему оставались
три основных типа скотоводства -оседлое,
кочевое и полукочевое. На юге и юго-востоке
развивалось оседлое и полуоседлое
скотоводство. На юге Казахстана
одновременно со скотоводством развивалось
и земледелие.
Главное
место в хозяйстве занимали овцеводство
и
коневодство.
Разведение крупного рогатого скота
было лишь в местах оседлости на юге и
юго-востоке. Скотовод ство давало
населению основные продукты питания
-мясо, молоко, жиры, кумыс, а также сырье
(кожа, шерсть, кость, волос) для приготовления
одежды, конской сбруи, домашней утвари.
Дополнительным
источником получения продуктов питания
была охота на диких зверей, птиц, рыбная
ловля.
Кочевой
способ хозяйствования определил и тип
жилища - юрту, которая была более
приспособлена к кочевой жизни. Практически
все детали юрты каждая семья могла
изготовить собственноручно. Кроме
тради ционной юрты существовали
передвижные жилища -куйме, поставленные
на повозки, перевозимые быками или
верблюдами.
Казахское
население в регионах с оседлым и
полуосед лым хозяйством умели строить
постоянные жилища. Дома строились из
дерева, глины и камня. В таких домах люди
жили в зимнее время. В городах население
строило дома из сырцового кирпича
прямоугольной формы, с камышо вой
кровлей. При сооружении мечетей,
мавзолеев, караван-сараев и других
общественных построек приме нялась
сводчато-купольная система, поливные
изразцы стали вытеснять терракотовые
облицовочные плитки. Появились
общественные бани.
Как
и в прежние времена, одежда в основном
изготав ливалась из шерсти, кожи и шкур
домашних животных. Имелись разные виды
летней и зимней одежды. Благодаря
пролегавшему через территорию Казахстана
Великого Шелкового пути, население
могло приобретать ткани для пошива
одежды.
В
структуру питания местного населения
входили мясо, молоко, масло, кумыс, шубат
и другие животноводческие продукты.
Развивалось
ремесленное производство. Изготавли валась
конская сбруя, куруки, арканы, различные
виды привязи. Ремесленники обеспечивали
скотоводов такими видами оружия, как
лук со стрелами, копье, сабля, шокпары
и т.д.
Для
обработки земли применяли железную
соху, плут, серп, косу, кетмень, деревянные
лопаты и др. Из выра щенного зерна
получали муку с помощью водяных и ручных
мельниц.
Духовная
культура. Основные произведения устной
литературы передавались из поколения
в поколение, постепенно формировался
и развивался такой жанр литературы как
фольклор. Распространенными жанрами
литературы были сказки, наиболее
известными из которых были: «Куламерген
-Жоямерген», «Батыр Желим, вышед ший
из-под земли», «Ер Тостик» и многие
другие.
Из
эпических сказаний о батырах постепенно
склады вались эпические поэмы и легенды.
О совместной борьбе кыпчаков и киятов
против калмыков говорится в поэме о
Кобланды батыре. После распада Золотой
Орды возник ряд эпических произведений,
главными героями которых были батыры
Ер Таргын, Орак, Ер-Косай и др., защищав шие
свой народ от врагов.
В
ХIV-ХV
вв. постепенно складывается письменная
литература, созданная в основном на
кыпчакском языке. В числе таких
литературных шедевров были «Кодекс
Куманикус», «Огузнаме».
Многообразным
в жанровом и тематическом плане было
музыкальное искусство. Большинство
песен сопро вождало трудовые процессы
и семейно-бытовые обряды и ритуалы.
Наиболее распространенными были
лирико-бытовые песни на семейные,
житейские и любовные темы. Разнообразной
по тематике и содержанию, популярной
среди народа была инструментальная
музыка. До наших дней сохранились кюи
«Ескендир», «Камбар-батыр», «Шора-батыр»
и др.
Религиозные
верования. Религиозные
представления кочевого и оседлого
населения Казахстана ХVI-ХVIIвв.
отличались многообразием. Большинство
населения придерживалось шаманизма и
почитало культ предков. Одним из
сохранившихся элементов шаманства был
культ поклонения огню. Огонь считался
покровителем домаш него очага. Невеста,
входя в дом мужа, должна была поклониться
огню и принести ему жертву, поливая в
него масло.
При
перекочевках на летние пастбища
совершался обряд очищения. Кочевники
разводили два больших костра, пропуская
между ними мелкий и крупный рога тый
скот.
Ритуальным
был погребальный обряд казахов. Умер шему
воину в изголовье клали копье, лук,
седло, оставляли сосуды с пищей и водой.
Покойников подвергали очище нию огнем
и затем хоронили около зимовки, а знатных
людей в мавзолеях.
Над
могилой возводилась постройка из
сырцового кирпича, ее размеры зависели
от социального положения умершего.
Сохранялась также традиция возведения
погребальных
курганов. Женщины оплакивали покойного,
в знак скорби расцарапывали лицо, в знак
траура носили в течение года черный
головной убор. На поминках собира лось
много народа, родственники оказывали
помощь семье покойного. Поминки
устраивались через семь и сорок дней
после смерти.
С VIII
в.
в Казахстане начал распространяться
ислам. В XIV
в. исламская религия была принята
подавляющим большинством населения
Казахстана. Эта религия была суфистского
(мистического) толка.
Многие
её каноны и обряды были близки верованиям
шаманства.
Таким
образом, в XIV-
XV
вв. многие элементы ислама и шаманизма
существовали параллельно. Казахи наряду
с
исламом продолжали
почитать верховное божество Тенгри(Небо).
Комментариев нет:
Отправить комментарий