Translate

Культура казахов XIII-XV вв.

Материальная культура. Главной отраслью хозяйства по-прежнему оставались три основных типа скотоводства -оседлое, кочевое и полукочевое. На юге и юго-востоке развивалось оседлое и полуоседлое скотоводство. На юге Казахстана одновременно со скотоводством развивалось и земледелие.
Главное место в хозяйстве занимали овцеводство и коневодство. Разведение крупного рогатого скота было лишь в местах оседлости на юге и юго-востоке. Скотовод ство давало населению основные продукты питания -мясо, молоко, жиры, кумыс, а также сырье (кожа, шерсть, кость, волос) для приготовления одежды, конской сбруи, домашней утвари.
Дополнительным источником получения продуктов питания была охота на диких зверей, птиц, рыбная ловля.
На юге Казахстана постепенно восстанавливалось земле делие. Население городов и окрестных селений занималось поливным земледелием; садами, бахчевыми и огородными культурами были заняты близлежащие орошаемые участки, а далее располагались пахотные земли, на которых сеялись зерновые культуры: пшеница, ячмень, просо.
Кочевой способ хозяйствования определил и тип жилища - юрту, которая была более приспособлена к кочевой жизни. Практически все детали юрты каждая семья могла изготовить собственноручно. Кроме тради ционной юрты существовали передвижные жилища -куйме, поставленные на повозки, перевозимые быками или верблюдами.
Казахское население в регионах с оседлым и полуосед лым хозяйством умели строить постоянные жилища. Дома строились из дерева, глины и камня. В таких домах люди жили в зимнее время. В городах население строило дома из сырцового кирпича прямоугольной формы, с камышо вой кровлей. При сооружении мечетей, мавзолеев, караван-сараев и других общественных построек приме нялась сводчато-купольная система, поливные изразцы стали вытеснять терракотовые облицовочные плитки. Появились общественные бани.
Как и в прежние времена, одежда в основном изготав ливалась из шерсти, кожи и шкур домашних животных. Имелись разные виды летней и зимней одежды. Благодаря пролегавшему через территорию Казахстана Великого Шелкового пути, население могло приобретать ткани для пошива одежды.
В структуру питания местного населения входили мясо, молоко, масло, кумыс, шубат и другие животноводческие продукты.
Развивалось ремесленное производство. Изготавли валась конская сбруя, куруки, арканы, различные виды привязи. Ремесленники обеспечивали скотоводов такими видами оружия, как лук со стрелами, копье, сабля, шокпары и т.д.
Для обработки земли применяли железную соху, плут, серп, косу, кетмень, деревянные лопаты и др. Из выра щенного зерна получали муку с помощью водяных и ручных мельниц.
Духовная культура. Основные произведения устной литературы передавались из поколения в поколение, постепенно формировался и развивался такой жанр литературы как фольклор. Распространенными жанрами литературы были сказки, наиболее известными из которых были: «Куламерген -Жоямерген», «Батыр Желим, вышед ший из-под земли», «Ер Тостик» и многие другие.
Из эпических сказаний о батырах постепенно склады вались эпические поэмы и легенды. О совместной борьбе кыпчаков и киятов против калмыков говорится в поэме о Кобланды батыре. После распада Золотой Орды возник ряд эпических произведений, главными героями которых были батыры Ер Таргын, Орак, Ер-Косай и др., защищав шие свой народ от врагов.
В ХIVV вв. постепенно складывается письменная литература, созданная в основном на кыпчакском языке. В числе таких литературных шедевров были «Кодекс Куманикус», «Огузнаме».
Многообразным в жанровом и тематическом плане было музыкальное искусство. Большинство песен сопро вождало трудовые процессы и семейно-бытовые обряды и ритуалы. Наиболее распространенными были лирико-бытовые песни на семейные, житейские и любовные темы. Разнообразной по тематике и содержанию, популярной среди народа была инструментальная музыка. До наших дней сохранились кюи «Ескендир», «Камбар-батыр», «Шора-батыр» и др.
Религиозные верования. Религиозные представления кочевого и оседлого населения Казахстана ХVIVIIвв. отличались многообразием. Большинство населения придерживалось шаманизма и почитало культ предков. Одним из сохранившихся элементов шаманства был культ поклонения огню. Огонь считался покровителем домаш него очага. Невеста, входя в дом мужа, должна была поклониться огню и принести ему жертву, поливая в него масло.
При перекочевках на летние пастбища совершался обряд очищения. Кочевники разводили два больших костра, пропуская между ними мелкий и крупный рога тый скот.
Ритуальным был погребальный обряд казахов. Умер шему воину в изголовье клали копье, лук, седло, оставляли сосуды с пищей и водой. Покойников подвергали очище нию огнем и затем хоронили около зимовки, а знатных людей в мавзолеях.
Над могилой возводилась постройка из сырцового кирпича, ее размеры зависели от социального положения умершего. Сохранялась также традиция возведения
погребальных курганов. Женщины оплакивали покойного, в знак скорби расцарапывали лицо, в знак траура носили в течение года черный головной убор. На поминках собира лось много народа, родственники оказывали помощь семье покойного. Поминки устраивались через семь и сорок дней после смерти.
С VIII в. в Казахстане начал распространяться ислам. В XIV в. исламская религия была принята подавляющим большинством населения Казахстана. Эта религия была суфистского (мистического) толка. Многие её каноны и обряды были близки верованиям шаманства.

Таким образом, в XIV- XV вв. многие элементы ислама и шаманизма существовали параллельно. Казахи наряду с исламом продолжали почитать верховное божество Тенгри(Небо).

Комментариев нет:

Отправить комментарий