Translate

Присоединение Казахстана к России. Уставы о Сибирских и Оренбургских киргизах. Окончательное присоединение Казахстана к России. Административные реформы во второй половине XIX в.. Восстания и войны за независимость казахов. Культура Казахстана в начале XX в.

План:
  1. Присоединение Казахстана к России
  2. Уставы о Сибирских и Оренбургских киргизах
  3. Окончательное присоединение Казахстана к России
  4. Административные реформы во второй половине XIX в.
  5. Восстания и войны за независимость казахов
  6. Культура Казахстана в начале XX в.

Литература:
  1. Казахско-русские отношения в ХVIII-ХIX вв. Сб. документов и
  2. материалов. Алма-Ата, 1964.
  3. Материалы по истории политического строя Казахстана. Т. I. Алма-Ата, 1960.
  4. Аничков И. Жанкожа Жармухамед-улы. Алма-Ата, 1991.
  5. Алексеенко Н.Б. Русские и казахи Верхнего Приыртышья в XVIII-нач. XX вв. Алма-Ата, 1967.
  6. Аполлона Н.Г. Экономические и политические связи Казахстана с Россией в ХУ1П-нач. XIX вв. М. 1960.
  7. Кенесары жэне Сыздык султандар. Алматы, 1992.
  8. Бекмаханов Е.Б. Казахстан в 20-40 годы XIX в. Алматы, 1992.
  9. Вяткин М.Л. Батыр Сырым. М.-Л. 1947.
  10. Кузембайулы А., Абилев Е. История Казахстана (С древнейших времен до 20-х годов XX века). Алматы, 1996.
  11. Крафт И.И. Сборник узаконении о киргизах степных областей. Оренбург, 1898.
  12. Абдиров М.Ш. История казачества Казахстана. Алматы, 1994.
  13. Алтынсарин И. Собрание сочинений. Т.2. Алма-Ата, 1976.
  14. Асфендияров С. История Казахстана с древнейших времен. Алматы, 1993.
  15. Бекмахянова Н.Е. Многонациональное население Казахстана и Киргизии в эпоху капитализма. М. 1986.
  16. Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений. Т.2,4. Алма-Ата, 1985.
  17. Галузо П.Г. Аграрные отношения на юге Казахстана в 1867-1914 гг. Алма-Ата, 1965.
  18. Казахско-русские отношения в ХVIII-ХIХ вв. Сборник документов и материалов. Алма-Ата, 1964.
  19. Асылбеков М.К. Железнодорожники Казахстана в первой русской революции. Алма-Ата, 1965.
  20. Ауэзов М.O. Эдебиет тарихы. Алма-Ата, 1991.
  21. Бауыржан Омарулы Мурат Мвнкеулы. Алматы, 1993.
  22. Байтурсынов А. Ак жол. Алма-Ата, 1991.
  23. Востров В.В., Муканов М.С. Родоплеменной состав и расселение казахов/конец XIX - нач XX в./Алма-Ата, 1968.
  24. Амангельды Иманов: статьи, документы, материалы. Алма-Ата, 1974.
  25. Восстание 1916г. в Казахстане. Сб. воспоминаний и материалов. Алма-Ата, 1937.
  26. Асфендияров С. Восстание 1916 г. в Казахстане. Алма-Ата, 1936.
  27. Байтурсынов А. Ак жол. Алма-Ата, 1991.
  28. Бокейханов А. Шыгармалар. Алматы, 1994.
  29. Есмагамбетов К.Л. Что писали о нас на Западе. Алма-Ата, 1992.
  30. Казахстан в начале ХХв.: методология, историография, источниковедение. Сб. статей. Алматы, 1993.
  31. Козыбаев М. Жауды шаптым ту байлап. Алматы, 1995.
  32. Мартыненко Н. Алаш-Орда. Сб. документов. Алматы, 1992.
  33. 1917г. в Казахстане. Документы и материалы Алма-Ата, 1977.
  34. Аманжолова Д.А. Казахский автономизм и Россия. История движения Алаш. М., 1994.
  35. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Алма-Ата, 1990.
  36. Бочагов А.К. Алаш Орда. Краткий исторический очерк о национально-буржуазном движении в Казахстане периода 1917-1919 гг. Кзыл-Орда, 1927.
  37. Брайнин С., Шафиро Ш. Очерки по истории Алаш-Орды. Алма-Ата, 1935.
  38. Бекейханов Э. Шыгармалар. Алматы, 1994.
  39. Григорьев В.К. Противостояние/Большевики и пролетарские партии в Казахстане 1917-1920 гг./Алма-Ата, 1989.
  40. Елеуов.Т. Установление и упрочение Советской власти в Казахстане. Алма-Ата, 1961.

ПРИНЯТИЕ КАЗАХСКИМИ ПРАВИТЕЛЯМИ РОССИЙСКОГО ПРОТЕКТОРАТА
Принятие русского протектората Младшим жузом 
          После победы у Анракая и маслихата 1730 г. Абулхаир откочевал к русским границам и направил посольство в Уфу с предложением вступить в русское подданство. Хан Младшего жуза не случайно выступил инициатором принятия казахами российского подданства. Еще в начале 1726 г. он отправил своего посла в Петербург для переговоров с царским правительством о "протекции". Когда в 1730 г. съезд родоправителей Младшего жуза поручил Абулхаиру вести переговоры с Россией о военном союзе, он вновь возбудил ходатайство о подданстве. Русский дипломат Тевкелев в своем донесении от 5 января 1732 г. раскрывает истинные причины, управлявшие Абулхаиром: "Абулхаир-хан желает, чтобы протекцией ее императорского величества быть ему самовластным и дети его по нем были наследники". Чтобы понять суть этой фразы, необходимо вспомнить особенность государственного устройства Казахского ханства. Всей полнотой власти обладал маслихат — съезд родоправителей, избиравший ханов. Ханы имели исполнительные функции, должны были управлять армией, осуществлять внешнюю политику государства. Ханская власть не была наследственной. Очевидно, Абулхаир стремился к установлению неограниченной монархии у казахов, и поскольку он не нашел (и не мог найти поддержки у большинства казахских родов), решил использовать внешнюю силу — Российскую империю. После того, как в 1730 г. не оправдались его надежды на избрание общеказахским ханом, он единолично решает привести поданных ему казахов Младшего жуза в русское подданство. Кроме того, Абулхаир надеялся, что прекратятся набеги волжских калмыков, башкир и уральских казаков на казахские земли. Русское посольство решило воспользоваться ситуацией и направило в степь посольство для приведения казахов к присяге. Это посольство возглавил Тевкелев. С весны 1731г. по осень 1732г. Тевкелев разъезжал по степи, не скупясь на щедрые обещания и подарки, добивался принятия присяги казахскими родоправителями. Проект, отложенный в 1722 г., через десять лет начал осуществляться.
Признание Российского протектората Средним и Старшим жузами
После принятия Младшим жузом российского подданства, родоправители Среднего и Старшего жузов также заявили о своем желании "быть под протекцией", не беря, однако, на себя никаких обязательств. Единственной причиной служило стремление не дать Абулхаиру преимуществ во внутриполитической борьбе. Коль скоро Средний и Старший жуз признают себя русскими подданными, Абулхаир не сможет использовать против них русские войска. Обезопасив таким образом себя, ханы двух жузов продолжили войну с Джунгарией.
В конце 1731 г. Абулхаир и батыр Букенбай направили своих представителей в Средний жуз, обещая хану Семеке в случае принятия российского подданства обеспечить безопасность региона с помощью русских войск. Семеке принял предложение послов Абулхаира. В 1732 г. в состав России формально вошла некоторая часть Среднего жуза. Как показали последующие события, Семеке не собирался соблюдать договор с Российской империей: совершал набеги на башкир-феодалов, российских подданных. Угроза Джунгарии побудила влиятельных феодалов Среднего жуза повторно обратиться к России с просьбой принять их в ее состав. Грамотой Анны Иоанновны от 10 июня 1734 г. просьба Семеке и его сторонников была удовлетворена. В связи со смертью И. К. Кириллова в апреле 1737 г. новым начальником Оренбургского края был назначен В. Н. Татищев, стремившийся закрепить зависимость представителей султанов и старшин Младшего и Среднего жузов.
Состоявшийся в Оренбурге в 1740 г. съезд представителей старшин и султанов Младшего и Среднего жузов способствовал закреплению первых результатов Российского подданства. Присутствовавшие на нем хан Абулмамбет и султан Абылай, учитывая сложившуюся ситуацию, высказались за принятие российского подданства, стремясь обезопасить Казахстан от возможных вторжений джунгар. Присяга группы султанов и старшин Младшего и Среднего жузов в 1740 г. обусловила присоединение к России лишь части Среднего жуза, основные же регионы северо-восточного и Центрального Казахстана вошли в состав империи лишь в 20—40-х гг. XIX в. вследствие военно-политических акций царизма.
Ликвидация ханской власти в Среднем и Младшем жузах
В начале XIX века стало четко вырисовываться огромное стратегическое значение Казахстана, расположенного между Россией, среднеазиатскими ханствами и Китаем. Для дальнейшего продвижения в Азию России требовалось укрепиться, прежде всего, в казахских степях. Активизация колониальной политики объяснялась также экономическими интересами растущей русской буржуазии. Казахстан привлекал русских купцов как источник животноводческого сырья и рынок сбыта промышленных товаров, неконкурентоспособных на западном рынке.
Пользуясь арестом Арынгазы и смертью Уали хана, колониальная администрация решила перейти в наступление на степь. Опираясь на часть султанов, преданных русским властям, царизм создал в Северном и Западном Казахстане новую систему управления, основанную на "Уставе о сибирских киргизах" и "Уставе об оренбургских киргизах".
Устав о сибирских киргизах 1822 года” был разработан в 1822 г. под руководством М. Сперанского. После разделения Сибири на две части (1822 г.) территория Казахской степи была причислена к Западной Сибири, главное управление которой до 1839 г. находилось в Тобольске, с 1839 г.— в Омске. По Уставу, область сибирских киргизов разделялась на внешние и внутренние округа. Во внешние округа вошли казахи, кочевавшие за р. Иртыш. С 1822 г. по 1838 г. было образовано 7 округов — Каркаралинский, Кокчетавский, Аягузский, Акмолинский, Баянаульский, Кушмурунский, Кокпектинский. Во главе округов стояли окружные приказы "дуан", где сосредотачивались администрация, полиция, суд. Приказы возглавляли ага-султаны, при них работали четыре заседателя: два русских чиновника, назначаемых губернатором, и два казаха, выбираемых на два года почетными биями, старшинами. Старший султан избирался, по положениям Устава, на собрании султанов на три года. Ему присваивалось на время службы звание майора. Успешно выдержавшие три выбора могли претендовать на диплом дворянина.
В округ входило от 15 до 20 волостей. Во главе волостей стояли волостные султаны, правда, за неимением их во многих родах на эту должность выбирали представителей черной кости. По своему положению они приравнивались чиновникам 12 класса, их власть была исполнительного характера: выполнение приказов и постановлений дуана и исполнение судебных приговоров.
Каждая волость составлялась из 10 -12 аулов. Аульные старшины избирались каждые три года и утверждались окружным приказом. Каждый из таких административных аулов объединял от 50 до 70 юрт-шаныраков. При организации округов и волостей учитывалось родовое деление, с этим сочетались и территориальные признаки. Каждый округ получал определенную территорию.
По Уставу, судебные дела делились на уголовные и гражданские. Наиболее серьезные дела изымались из ведения бийского суда. Но даже при рассмотрении менее важных вопросов решения суда биев могли быть обжалованы в окружные приказы. Устав ввел налоговую систему — каждое хозяйство должно платить правительству ясак в размере одной головы со 100 голов скота. В это число не входят верблюды — основное вьючное животное, необходимое для развития торговли. Первые пять лет казахи, принявшие Устав, освобождались от налогов. Документом предусматривались и другие виды повинностей — охрана караванов, гужевая повинность, почта, наблюдения за путями сообщения.
"Устав о сибирских киргизах" должен был содействовать гражданской и военной колонизации Северо-Центрального Казахстана, закреплению казахских аулов на определенной территории, организации нового политико-административного управления, что способствовало завершению присоединения Казахстана к России.
"Устав об оренбургских киргизах 1824 г.", разработанный в 1822 г. оренбургским генерал-губернатором П.К. Эссеном был принят Азиатским комитетом в 1824 г. В этой связи сразу же было принято решение об отмене ханской власти. Последний хан Младшего жуза Сергазы был вызван в Оренбург и оставлен там на постоянное жительство с жалованием в 150 рублей серебром в месяц. Ему присвоено звание "первоприсутствующего в Оренбургской пограничной комиссии".
Младший жуз был разделен на три части: западную— из родов байулы; среднюю — жетиру и отчасти алимулы; восточную — из родов алимулы, а также кипчаков и аргынов. Султаны-правители, поставленные во главе частей, по сути, являлись чиновниками Оренбургской пограничной комиссии, куда входили председатель, по четыре советника и заседателя из состоятельных казахов. По своим обязанностям комиссия выполняла функции губернского правления.
При каждом султане-правителе находился казачий отряд под командованием офицера. Ставки их находились в казачьих станциях и укреплениях. Как султаны-правители, так и их помощники ставились из среды сословия султанов.
Все должностные лица в Младшем жузе, начиная от аульного старшины и кончая султаном-правителем, назначались Оренбургским генерал-губернатором по рекомендации пограничной комиссии. Здесь не было выборной системы.
Проведение в жизнь положений этих документов означало колониальное закабаление Казахстана, что, естественно, вызвало взрыв негодования в степи. Начались локальные выступления, которые впоследствии слились в освободительную войну против России.
Завершение присоединения  Казахстана к России
Осенью 1860 г. казахи в союзе с Кокандом предприняли последнюю попытку изгнать русских из Жетису. Кокандский хан направил против Верного 12-тысячное войско, к которому присоединились казахи и кыргызы. Многие бии и старшины, присягнувшие ранее России, стали переходить на сторону кокандцев. Во главе отдельных казахских отрядов встали бии Суранши, Дикамбай, Альдекен, Андос, султан Сыздык. Объединенное войско, насчитывавшее до 22 тысяч человек, 20 октября вышло к реке Кара-Кастек в урочище Узына-гаш, где встретилось с русскими отрядами. Ожесточенная кровопролитная битва закончилась поражением союзников. Кокандский военачальник был убит, узбеки начали беспорядочно отступать, многие замерзли при переходе через Шу. Казахи и кыргызы некоторое время продолжали нападать на разъезды и укрепления русских войск.
Царское правительство решило окончательно расправиться с Кокандским ханством и непокорными казахами и после нескольких разведывательных походов весной 1864 года направило войска против них. Русские отряды заняли Мерке, Аулие-Ату, Туркестан, но под Шымкентом потерпели поражение и были вынуждены отступить. В сентябре 1864 года наступление возобновилось с двух сторон: из Туркестана под командованием полковника Черняева, из Аулие-Аты — подполковника Лерха. После непродолжительной осады Шымкент был взят штурмом. Так, вся территория Казахстана оказалась под властью России, и освободительная война окончилась поражением казахов.
Реформы 1867-68 годов
Положение разросшейся в своих границах Российской империи благоприятствовало проведению административной системы управления. Вслед за отменой крепостного права правительство России провело ряд реформ, коренным образом изменивших течение социально-политической жизни земских, судебных, городских и др. Развитие капитализма шло "вглубь" и "вширь".
В этих условиях Россия выдвинула задачу коренной ломки прежней системы управления Казахстаном.
Для подготовки проекта Положения об управлении Казахской степью правительство в 1865 г. образовало так называемую Степную комиссию. При подготовке реформы настроение широких масс не было принято во внимание.
За проведение радикальных реформ, которые способствовали бы повышению материального благосостояния и благополучия казахов выступал Ч. Валиханов. Он предлагал вводить систему административного правления в Казахстане на началах народного самоуправления. В “Записке о судебной реформе” он считал наиважнейшим для казахского народа социально-экономические нововведения. 11 июля 1867 г. царь Александр II подписал проект Положения об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областями; 21 октября 1868 г. — проект Положения об управлении Тургайской, Уральской, Акмолинской и Семипалатинской областями. Таким образом, “Временное положение” об управлении Казахстаном было подготовлено царизмом на основе соображений правительственных чиновников при активном участии султанов Сейдалина, Чингиза Валиханова, Мусы Чорманова. Изменениям подверглись управления Семипалатинской, Акмолинской областями, открытые в 1854 г., Семиреченской — 1866 г. Реформа впервые охватила весь Казахский край, хотя Букеевская (Внутренняя) орда, где ханская власть прекратила свое существование еще в 1845 г., согласно проекту Временного положения отошла в состав Астраханской губернии.
Области делились на уезды, уезды — на волости.
Кроме военной и гражданской власти, в обязанность Туркестанского генерал-губернатора вменялось ведение дипломатических отношений с соседними государствами — Китаем, Ираном и др.
Новая система управления расшатывала патриархально-феодальный уклад жизни кочевников, ограничивала власть султанов, биев и старшин. Осуществление реформ 1867—1868 гг. привело к ослаблению влияния родовой аристократии, что отразилось на их правовом, экономическом и политическом положении.
Административное управление носило ярко выраженный военный характер. Во главе областей находились военные генерал-губернаторы (они же командующие военными округами), сосредоточившие в своих руках полноту военной и гражданской власти. Неразделенность военной и гражданской властей было принципом административного устройства Казахской степи по новой реформе.
По "Временному положению" об управлении в степных областях 1868 г. и "Положению об управлении в Туркестанском крае" 1867 г. волостной управитель сосредоточивал в своих руках полицейскую и распорядительную власть. Он наблюдал за сохранением “спокойствия и порядка”, за уплатой податей и всяких повинностей с населения. В его обязанности входили приведение в исполнение решения суда биев. Аульные старшины в пределах своей компетенции исполняли те же обязанности, что и волостные управители. Казахский шаруа на своих плечах нес еще непомерно тяжелую земскую повинность: содержал аульно-волостную администрацию, вносил средства на исправление мостов, почтовых трактов, обеспечивал подводами воинские части.
Реформой 1867—1868 гг. были учреждены военно-судебные комиссии и уездные суды, действовавшие на основании общеимперских законов. Вместе с тем были сохранены феодальные суды биев в аулах и суды казиев в кишлаках Сырдарьинской области. Преступления, совершенные вне степных областей, уголовные и гражданские дела казахов-скотоводов разбирались уездными судьями на основе российских законов.
Аграрная реформа
Основным в реформах 1867—1868 гг. был земельный вопрос. По этим документам (пункт 199 Положения), вся земля в Казахстане объявлялась собственностью государства и только передавалась в пользование казахских аульных общин. Личной собственностью признавались лишь те земельные участки, которые были пожалованы царем ханским потомкам. В конце XIX-начале XX вв. во время массового переселения крестьян Центральных губерний в Казахстан пункт 199 Положения явился юридическим основанием колониального захвата казахских земель. Собственные земли казахов передавались им же за определенную плату. Плодородные земли на берегах степных рек и озер закреплялись за казачьими войсками. За кочевание на этих землях казахи должны были платить арендную плату. Крестьяне-переселенцы получали ряд льгот. В уездных центрах они имели право получать бесплатно землю под пашню и усадьбу, лес для застройки, заниматься земледелием, торговлей и ремеслом. Такие льготы представлялись и казахам, принявшим христианство.
Итак, земельное законодательство в Казахстане проводилось в интересах реакционной аграрной политики царизма.
Завершение административно-судебной реформы
Положения 1867—1868 гг. предполагались вводиться временно в виде опыта на два года. Однако этот “опыт” из-за  отрицательной реакции местного населения затянулся более чем на двадцать лет. Только в конце 80 — начале 90-х гг. XIX в. царские власти приступили к завершению внедрения административно-судебной реформы. 2 июня 1886 г. было принято Положение об управлении Туркестанским краем. 21 марта 1891 г. — Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской, и Тургайской областями.
При этом еще большую силу приобрела власть генерал-губернатора. Областное правление приравнивалось к губернскому правлению центральных районов России. В крупных городах создавались полицейские управления, а в других — полицейские приставства. По Положению 1891 г. споры по земельным вопросам между аульными старшинами в пределах волости решали волостные съезды, а между владельцами кибиток — аульные. Решающая роль принадлежала волостным управителям и аульным старшинам. В связи с этим между общинами происходила жесточайшая борьба за проведение в волостные управления и аульные старшины своего кандидата, которого избирали на три года.
Произошли существенные изменения и в области судебного устройства. Система российских судов складывалась согласно Положению об управлении Туркестанским и Степным краями из таких звеньев, как мировые судьи, областные суды и Правительствующий сенат как высшая судебная инстанция. Был модифицирован и суд биев. По форме бий оказывался выборным народным судьей. Это нововведение также наносило удар по традиционному суду шариата.
Кризис ханской власти в младшем жузе и восстание казахов
под предводительством С.Датова
Казахская степь накануне войны. После смерти хана Абылая центральная власть ослабла, и казахи Младшего жуза образовали свое ханство, во главе которого стоял сын Каип-султана Батыр. Под властью Нуралы и русской администрации остались лишь те казахи, которые кочевали вблизи пограничной линии. Среди них в конце XVIII в. стал зреть протест против потомков Абулхаира, правивших с помощью русских штыков. Свежи были воспоминания о предательстве султанской верхушки движения 1773—1776 г. г., об участии Нуралы-хана и его детей в карательных операциях русских войск против казахов. Поэтому война, начавшаяся в Западном Казахстане в конце XVIII. г стала освободительной войной казахского народа против России и ее марионеток, потомков Абулхаира.
Начало боевых действий. Во главе казахских отрядов встал участник движения 1773—1776 гг. батыр Сырым Датов (Датулы) из рода байбакты. Уже к началу 1785 г. в его отрядах насчитывалось свыше 6 тысяч человек.
Царское правительство направило в район сосредоточения повстанцев карательные отряды. В середине февраля 1785 г. отряды Сырыма Датулы, избегая прямой встречи с карателями, использовали партизанские методы борьбы и небольшими отрядами атаковали Антоновский форпост, Сахарную крепость и ряд других укреплений. Карательные отряды, не встретив вооруженного сопротивления, грабили и уничтожали мирные казахские аулы. Это обстоятельство толкало жителей аулов на вооруженное выступление. Таким образом, летом 1785 г. пламенем борьбы была охвачена основная часть Младшего жуза. В таких условиях, увидев явный кризис власти хана Нуралы, царское правительство решило начать переговоры со старшинами восставших родов.
Осенью 1785 г. был проведен съезд старшин, где было принято обращение к царской администрации. Повстанцы выдвинули следующие требования: вернуть казахам территорию между Жаиком и Едилем; прекратить набеги уральских казаков в Казахскую степь, отстранить от власти хана Нуралы.
В апреле 1786 г. хан Нуралы бежал в Оренбург, а в июне по рескрипту Екатерины II он был отстранен от власти и отправлен в Уфу, где умер в 1790 г. Русское правительство решило использовать создавшееся положение для упразднения ханской власти в степи. Генерал-губернатор Игельстром предложил свой проект управления Младшим жузом, где вся территория должна быть разделена на три части во главе с султанами-правителями. Всем им пограничной администрацией выплачивалось жалованье. Управление жузом переходило в руки "Пограничного суда". Суду подчинялись административные органы - "расправы". Однако новая система управления оказалась нежизнеспособной. "Пограничный суд" не действовал, вся власть в степи оказалась в руках родовых старшин.
Россия, чувствуя, что теряет контроль над казахской степью, решила восстановить ханскую власть и прежнюю систему управления. Возобновились набеги уральских казаков на аулы. Летом 1790 г. атаман Донсков с отрядом 1500 человек разгромил 225 домов, было убито 150 человек, уведено в плен 57 человек. Такие набеги стали частым явлением. Попытка казахов организовать самозащиту послужила поводом для посылки в степь новой карательной экспедиции.
Завершение войны. Осенью 1790 г. казахи провозгласили ханом влиятельного султана Есима, сына Семене. Царская администрация не признала этих выборов и представила на утверждение кандидатуру брата бывшего хана Нуралы Ералы. В августе 1791 г. к месту "избрания" Ералы были стянуты войска. В таких условиях был избран новый хан Младшего жуза. Сырым Датулы повел решительную борьбу против нового ставленника России. К этому времени он отказался от идеи ликвидации ханской власти и выступил за создание совета, ограничивающего ханскую власть. После смерти Есима претендентом на ханский престол стал султан Абилгай, отец которого правил в Хиве. Поддержав Абилгая, Сырым начал активное сближение с Хивой и Бухарой, а через них — с Турцией, которая вела с Россией войну (1787—1791 гг.).
Летом 1792 г. военные действия охватили всю территорию Младшего жуза. Отряды джигитов Сырыма нападали не только на военные сооружения укрепленной пограничной линии, но и на аулы биев и старшин, изменивших движению. Осенью 1792 г. Сырым предпринял неудачный штурм Илецкого городка, после чего движение приняло форму партизанской войны. Казахи мелкими отрядами боролись против карательных отрядов правительства. Летом 1794 г. умер хан Ералы, и царские власти долго не решались назначить нового хана. И только через два года в присутствии небольшого количества биев ханом Младшего жуза был провозглашен султан Есим, сын Нуралы-хана. Новый хан сразу же показал себя верным слугой колонизаторов, организовав несколько карательных экспедиций и захватив в плен руководителей казахских отрядов.
Весной 1797 г. один из отрядов Сырыма напал на ханский аул, разогнал его защитников. Сам Есим был убит. После этого колониальная администрация решила пойти на уступки и организовать в степи ханский совет с участием представителей от родовой знати.
Главой совета был султан Айшуак. В августе 1797 г. состоялось первое заседание Совета, на которое прибыл и Сырым с отрядом в 7 тысяч человек. После того, как представители России согласились на условия казахской стороны, Сырым заявил о прекращении войны и своем вхождении в состав Совета. Итак, окончилось еще одно крупное национальное движение в истории казахского народа — антиколониальная война, длившаяся 14 лет. Она имела большое историческое значение, так как в результате ее казахи получили возможность вернуться на земли между Жаиком и Едилем, были запрещены также набеги уральских казаков в казахскую степь. Немаловажным является и то, что царское правительство вынуждено было совершенствовать ханское правление в степи. Кровь погибших казахов в освободительных войнах конца XVIII в. вынудила Россию умерить свой колониальный аппетит в Казахстане.
Начало войны в Младшем жузе
В 1823 г. батыр Жоламан Тленшиулы объявил России войну. Поводом послужило строительство Ново-Илецкой линии. Лучшие земли в районе Жаика и Илека были отобраны у казахов и отданы под казачьи хутора. Неоднократные письменные обращения Жоламана в Оренбурге не дали результата. Кроме того, продолжали удерживаться в плену хан Арынгазы и многие старшины Младшего жуза. Отчаявшись добиться их освобождения и возвращения земель мирным путем, Жоламан начинает военные действия против России.
Казахи Младшего жуза, поддержавшие призыв Жоламана, начали совершать нападения на пограничные укрепления и аулы султанов-правителей. Карательные экспедиции не имели успеха.
Начало войны в Среднем жузе
В это же время поднимаются на борьбу с колонизаторами и казахи Среднего жуза, во главе которых встал султан Саржан Касымулы.
Для проведения в жизнь положения Устава и строительства военных укреплений в степь были высланы два отряда, один под командованием подполковника Броневского, другой — подполковника Григоровского. В 1824 г. при активном участии прорусски настроенных султанов были заложены крепости Кокчетав и Каркаралинск и открыты соответствующие приказы. Начались стихийные антирусские движения в Северном и Центральном Казахстане.
Во главе казахских отрядов стал султан Саржан, который на протяжении двенадцати лет вел неутомимую борьбу с русскими колонизаторами и ага-султанами, требуя вывода войск из казахских степей и уничтожения приказов и крепостей. В 1826 г. отряды Саржана предприняли поход на Каркаралинский приказ. В помощь осажденным в Каркаралинске пришли русские войска сотника Карбышева, и Саржан был вынужден отступить.
В 1832 г. русские отряды заложили Акмолинскую крепость и открыли Акмолинский приказ. В то же время отряд сотника Потанина нанес поражение Саржану в урочище Сулу-Коль. Эти неудачи побудили Саржана обратиться к кокандским властям с предложением о заключении союза против России. Ташкентский правитель-кушбеги принял это предложение. В 1834 г. объединенное войско заняло район гор Улытау и заложило крепость Корган, но отряд генерала Броневского разгромил ташкентцев и вынудил Саржана покинуть территорию Центрального Казахстана. В 1836 г. ташкентский кушбеги, испугавшись усиленного влияния Саржана на юге Казахстана, предательски убил его вместе с братьями Есенгельды и Ержаном.
Восстание казахов Букеевского ханства
Постоянные притеснения царских чиновников и их прислужников-родственников Жангир-хана привели к нарастанию стихийного возмущения казахов Букеевского ханства, вылившегося в 1837 г. в вооруженное восстание, возглавленное батыром Исатаем Тайманулы, Махамбетом Отемисулы и султаном Каипкали Есимулы.
Крупные силы повстанцев несколькими отрядами стали приближаться к ставке Жангира, по пути уничтожая дома ханских чиновников. Осенью началась осада Ханской ставки. Из русских крепостей, из Астрахани, Уральска и Оренбурга вышли войска для подавления восстания. 30 октября Исатай был вынужден снять осаду и отступить. Однако оторваться от преследования ему не удалось. 15 ноября в урочище Тас-тобе произошло сражение с карателями, закончившееся поражением казахов.
В декабре Исатай и Махамбет с небольшим отрядом прорвались через пограничную линию и ушли на территорию Младшего жуза. Связавшись с Жоламаном и Каипкали, они начали собирать новую армию. Весной 1838 г. на маслихате Младшего жуза было решено заключить союз с Хивой и объявить войну "газават" против России. К концу 1838 г. казахские отряды насчитывали около 2 тыс. человек.
Придавая большое значение военным приготовлениям Каипкали, Исатая и Махамбета, боясь их объединения с Кенесары, царское правительство выделило специальные войска во главе с подполковником Геке. Последнее сражение состоялось в районе Илецкой защиты. Султану Каипкали удалось уйти от преследователей, а Исатай погиб. Многие батыры после этого присоединились к Жоламану и Кенесары, а Махамбет отправился в Хиву и стал совместно с Каипкали готовить новое восстание в Букеевском ханстве.
Таким образом, на первом этапе в 1824 — 1837 гг. народно-освободительная война носит характер локальных военных выступлений. В Младшем жузе они были возглавлены Жоламаном Тленшиулы, в Букеевском ханстве — Исатаем и Махамбетом, в Среднем жузе — султаном Саржаном Касымулы. И только с приходом к руководству движением султана Кенесары Касымулы разрозненные силы казахов объединяются, и война входит в новый этап.
ОБЪЕДИНЕНИЕ КАЗАХСКИХ ОТРЯДОВ ПОД РУКОВОДСТВОМ КЕНЕСАРЫ КАСЫМУЛЫ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА (1837—1841 гг.)
Смерть Саржана ненадолго остановила дальнейший рост национально-освободительного движения казахов. Уже летом 1837 г. началось новое, более мощное выступление, возглавляемое братом Саржана Кенесары.
Сам Кенесары не раз подвергался преследованиям со стороны колониальных властей. В одном из своих писем генерал-майору Генсу Кенесары подробно перечисляет, как его лично, по наговору султана Жамаитая Букеева посылаемые в степь отряды разоряли в 1825, 1827, 1830, 1832, 1836 гг. Кенесары сражался сначала под руководством своего отца Касыма, а затем брата Саржана. Первое упоминание об участии 23-летнего Кенесары в рядах отрядов Саржана относится в 1825 г. Как руководитель казахских отрядов он выступил на арену лишь после убийства его отца и брата.
Став во главе национально-освободительного движения, Кенесары отказывается от политики своих братьев, искавших опору в "единоверных" среднеазиатских ханствах. Он решает вести борьбу на два фронта против царской России и среднеазиатских ханств, в первую очередь, против Коканда, поработившего часть казахского народа. Собственно вооруженному выступлению предшествовал ряд попыток убрать систему управления на землях Среднего жуза письмами, адресованными сибирским властям, но они оставались без ответа.
Весной 1837, г. Кенесары с небольшим отрядом появляется на территории Акмолинского округа. Казахи стали массами стекаться под его знамена. Во главе отдельных отрядов стали как ближайшие родственники Кенесары — Наурызбай, Абылгазы, Альжан, Бопай-ханум, так и неродовитые батыры из народа — Агыбай, Жанайдар, Иман Дулатулы, Жоламан, Тленшиулы, Бухарбай. Кроме того, в отрядах Кенесары было много беглых русских солдат, ссыльных поляков, башкир. Башкиры и русские отливали пушки, изготовляли ружья, обучали казахских воинов пешему строю. Один из беглых, имя которого неизвестно, служил личным секретарем Кенесары. Кроме того, на первом этапе к нему присоединилась часть султанов и биев, состоящих на русской службе, частью преследуя свои интересы, частью от страха перед Кенесары.
Успехи казахской армии
Летом 1837 г. был разгромлен карательный отряд Чирикова, под властью Кенесары оказались территории Акмолинского, Кокчетавского, Каркаралинского и Баянаульского округов. В начале 1838 г. разрозненные отряды казахов объединяются под властью Кенесары. Весной он направляет посольство западно-сибирскому губернатору Горчакову со специальным письмом-протестом против политики российских властей.
В своем письме Кенесары требовал уничтожения укрепленных пунктов на казахской территории, возврата отобранных пастбищ, в случае невыполнения оставляя за собой право продолжать войну. Представителям султана не удалось доставить письмо Горчакову. По дороге в Омск они были схвачены и переданы суду. Срыв переговоров с Россией заставил Кенесары возобновить активные действия.
Восстановление Казахского государства
С 1840 г. начинается новый этап освободительной войны, связанный с возрождением казахской государственности. Подготовленные совещания представителей казахских родов завершились в сентябре 1841 г. избранием Кенесары ханом восстановленного казахского государства. Хан Кенесары провел ряд административных и судебных реформ, направленных на усилие централизации власти и создание прочного тыла для продолжения борьбы. При хане работал совещательный ханский совет, в который входили его сподвижники. Были организованы ведомства, отвечающие за сбор налогов, военную подготовку, дипломатическую переписку.
Особые помощники хана, жасаулы были закреплены за различными родами и должны были следить за выполнением ханских распоряжений. Судом имели право заниматься только те бии, которые имели разрешение от Кенесары. Для всего кочевого населения ханства был определен налог "зякет", для земледельческого—"ушур". Подчинявшиеся Кенесары казахские роды были освобождены от налогов в пользу русской и кокандской казны.
Реформировал хан и свою армию. При нем появилась у казахов артиллерия, казахи начали осваивать пеший строй. От пленных и беглых солдат и офицеров Кенесары перенял основы русской тактики. Он впервые ввел знаки отличия и систему награждения отличившихся воинов. Хану удалось создать дисциплинированное, хорошо обученное, мобильное конное войско, насчитывающее до 20 тысяч человек.
Боевые действия 1841 —1844 гг.
Используя короткую передышку в борьбе с Россией, Кенесары начал войну с Кокандом для освобождения родов Старшего жуза. В сентябре 1841 г. его войска заняли города Созак, Яны-Курган, Жулек и Ак-Мечеть. Однако, в 1842 г. перемирие с русским правительством было нарушено. Сибирский отряд под командой Сотаикова напал на аулы Кенесары, угнал большое количество скота и пленных, в числе которых была его жена.
Военные действия в степи возобновились в августе 1843 г. Отряд из 5000 человек под командованием полковника Бизанова выступил из крепости Сахарной, другие отряды вышли из Омска, Петропавловска и Каракалинска. Со стороны реки Тобыла выступил отряд султана Ахмета Жантюрина, состоящий из преданных царизму казахов. Умело маневрируя, Кенесары измотал в боях отряд Бизанова и вынудил его в сентябре 1843 г. отступить в Орск. Остальные отряды с наступлением осенних холодов также были вынуждены покинуть степь и вернуться в крепости.
Осенью 1845 г. русские войска и отряды преданных царизму ага-султанов начали новые наступления на аулы Кенесары. Неся тяжелые потери, казахи были вынуждены оставить Торгайскую степь и отступить в районы рек Сарысу в Шу.
Отступив на юг, хан не прекращал борьбу с русскими войсками, однако основные силы были брошены на войну с Кокандом. Соединившись с батыром Жанкожа Нурмухамедулы, Кенесары начал освобождение казахских родов, находящихся под властью Коканда. В начале 1846 г. союз Бухары с Кокандом и поход "карательного отряда генерал-майора Вишневского заставил Кенесары отступить и закрепиться на полуострове Камал в устье реки Или. Зимой 1846 г, отряды кенесаринцев появились в кочевьях Старшего жуза на реке Или и в окрестностях Алатау. Кенесары обратился к кыргызским манапам, призывая их к совместной борьбе против России и Коканда. Однако кыргызы, возглавляемые манатом Ормоном, отвергли его предложение и начали набеги на аулы, подвластные Кенесары. Началась тяжелая война на три фронта — против кокандских войск, кыргызов и отряда Жемчужникова, действовавшего в Жетысу.
Гибель Кенесары
На протяжении 1846—1847 гг. Кенесары сумел объединить силы казахов всего Старшего жуза, захватить крепость Мерке, начать строительство укрепления на реке Шу. Осенью 1846 г, было заключено перемирие с кыргизами, однако вскоре по наущению кокандцев кыргызы убили казахского батыра Саурыка, и война возобновилась.
Отряды Кенесары вошли в 1847 г. в кыргызские земли. Здесь казахские войска столкнулись с огромными трудностями. Незнание местности, враждебное отношение со стороны местного населения, совместные действия кыргызов, кокандцев и русских отрядов предопределили поражение. Последнее сражение Кенесары произошло в горах Кеклы, недалеко от Бишкека. Казахи были окружены кокандскими и киргизскими отрядами, в бою погиб брат хана — батыр Наурызбай, сам Кенесары попал в плен. Перед казнью он еще раз обратился к кыргызским манапам с предложением прекратить вражду и объединить силы для совместной борьбы с общим врагом, однако и на этот раз манапы отклонили его предложение.
Западно-Сибирский генерал-губернатор Горчаков наградил всех отличившихся в войне кыргызских манапов, а к убийце Кенесары, манапу Калигулу Алибекову, обратился с благодарственным письмом и наградил его серебряной медалью. Головы погибших в боях казахских жигитов были посланы в качестве подарка кокандскому хану. В отмщение за смерть хана казахи Старшего жуза предприняли ряд походов в Кыргызстан, и несколько манапов были жестоко наказаны.
Восстание Жанкожа Нурмухамедулы и Есет батыра
В середине 50-х — начале 60-х годов антиколониальная война казахов вспыхнула с новой силой. В районе Приаралья казахскими отрядами руководил батыр Есет, в районе нижнего течения Сырдарьи — Жанкожа Нурмухамедулы. Объединенное кокандско-казахское войско возобновило активные действия против русских в Жетысу.
В мае 1853 года в связи с походом русских войск на Ак-Мешит и переброской грузов и войск на Сырдарье была начата конфискация верблюдов у казахов. Эти действия колониальных властей послужили поводом для выступления казахов рода шекты под руководством Есет батыра. В феврале 1854 года против казахов был выслан отряд барона Врангеля, которому, однако, не удалось добиться успеха.
В 1855 году в казахскую степь проникли слухи о поражении в Крымской войне, и антирусское движение активизировалось. В июле отряды Есета разгромили войска султана-правителя Жантурина, сам султан был убит, казачий отряд, сопровождавший его, отступил к пограничной линии.
Колониальные власти, не имея достаточно сил для борьбы с казахами, стали подкупать отдельных старшин и султанов, разжигать вражду между казахскими родами, пытаясь расколоть антирусское движение. Одновременно организовались карательные экспедиции, грабившие казахские аулы. Особо жестоко действовали отряды Михайлова, Кузьминского и Дерышева. Летом 1856 г. на казахские кочевья вновь обрушилась карательная экспедиция. В сентябре 1858 г. в урочище Сан отряд Есета потерпел окончательное поражение, а остатки его присоединились к батыру Жанкожа.
Жанкожа Нурмухамедулы, один из соратников Кенесары хана, вначале прекратил борьбу с Россией. Однако после строительства укреплений в низовьях Сырдарьи и началом казачьей колонизации престарелый батыр возобновил военные действия против русских войск. В середине декабря 1856 г. в отряде Жанкожи  было уже более 1500 казахов, недовольных колониальной политикой России. В конце декабря казахи осадили Казалинский форт и начали переговоры с Хивой и отрядами Есета о совместных действиях.
В декабре 1856 года из Ак-Мешита вышла карательная экспедиция под командованием генерал-майора Фитингофа. В январе 1857 г. в кратком, но кровопролитном сражении казахи потерпели поражение и были вынуждены отступить на территории Хивы. Казахские аулы были подвергнуты жестоким репрессиям.
Поэзия
 Проникновение капитализма в Казахстан, массовые переселения крестьян из центра и связанный с этим глубокий кризис в хозяйстве, морально-нравственное состояние казахского кочевого аула породили группу поэтов, которые в своих произведениях оценивали эти явления как наступление "эпохи скорби" ("зар заман").
Родоначальником этой поэзии в литературе был поэт Шортанбай Канайулы (1818-1881). В своих произведениях "Зар заман"эпохой скорби он называет  период казахской истории после присоединения Казахстана к России. Шортанбай критикует новую социальную группировку в казахском обществе, байство, возникшее в результате развития в степи товарно-денежных отношений. С горечью описывает тяжелую жизнь бедняков, которые все заработанные за год деньги отдают в уплату за налог, бьет тревогу об испорченности нравов, лицемерии, ханжестве людей. Поэт отрицательно отзывался о росте земледелия в Казахстане. Его беспокоило разрушение традиционных социальных отношений и кочевого скотоводства. Он считал, что за крушением традиционного хозяйства наступит кризис и в морально-психологическом состоянии казахского общества. Шортанбай — поэт-пессимист. Он не находит выхода из создавшегося положения, призывает людей искать защиту в религии и соблюдать религиозные обряды.
Созвучны с поэзией Шортанбая и произведения Дулата Бабатайулы (1802—1874). В своих нравоучительных стихах "Осиет-Наме" он воспевает прошлую жизнь казахского народа. Современную ему эпоху он называет временем всеобщей моральной деградации. Дулат осуждает действия казахских ханов XVIII в., допустивших русских на казахскую землю, рисует будущее казахов в самом мрачном виде. Он выступает за сохранение традиционного образа жизни. Разоблачая представителей местной власти, грабительский характер колониальной администрации, Дулат в своих произведениях осуждает казахов, служивших в царском аппарате. Присоединение Казахстана к России Дулат оценивает как большое несчастье казахского народа. Он говорил: "Страна твоя осталась в кольце. В этих условиях все богатство будет разграблено, а люди будут находиться на учете". Он предсказывал всеобщее разорение и исчезновение казахов как народ.
 Творчество акынов
Большое место в устной литературе второй половины XIX в. занимали лирические песни акынов (сал, сере). Одним из замечательных представителей поэтов-композиторов является Биржан-сал Кожагулулы (1834-1897). Он родился на территории Енбекшильдерского района Кокшетауской области и прославился не только как поэт, но и как композитор. Его песни "Жамбас сипар", "Биржан сал", "Жанбота", "Лайлим шырак" вошли в песенную классику казахского народа.
Другим замечательным представителем казахского песенного искусства второй половины XIX в. является Ахан-сере Корамсаулы (1843-1913). Родился в местечке Косколь, на территории современного Володарского района Кокшетауской области. После окончания аульной школы поступил в медресе города Кзылжар. Здесь Ахан изучил арабский, персидский, шагатайский языки, ознакомился с восточной поэзией Фирдоуси, Низами, Шамси, Сагади, Хафиза, Физули, Навои и др. Первые его стихотворения, написаны в подражание восточным поэтам. Он — поэт, лирик, композитор, создавший около 50 песен.
Поэтом-бунтарем был Жаяу Муса Байжанулы (1835- 1929), который родился на современной территории Баянаульского района Павлодарской области. Талант поэта и композитора проявился у него еще в молодости. Учился Муса в русской школе в Омске, во время летних каникул часто приезжал в родной аул. Здесь он был свидетелем несправедливостей, творимых старшим султаном Баянаульского округа М. Шормановым. О его злоупотреблениях Муса опубликовал статью в газете. Шорманов добился ареста поэта и ссылки на 12 лет в Тобольск. Ссылка была заменена службой. В составе русской армии Муса побывал в Петербурге, Польше, Литве, Латвии, участвовал в походе Черняева в Средней Азии, встречался с Ч. Валихановым.


Абай Кунанбайулы
Во второй половине XIX в. в казахской литературе появился новый тип казахской письменной литературы, ярким представителем которого был великий просветитель, поэт, классик Абай (Ибрагим) Кунанбайулы (1845—1904). Абай родился в семье крупного родоправителя в Шингисских горах Семипалатинской области. Получив домашнее образование, в возрасте восьми лет он поступает в Семипалатинское медресе, где изучает мусульманскую философию, литературу, религиозное вероучение. Продолжая обучение в медресе, Абай поступил в русскую школу. В школьные годы он изучил не только доступные ему произведения писателей и поэтов, но и сам начал писал стихи. Ранние его стихи — лирические отрывки, любовные послания, написанные чаще всего под влиянием восточной классической поэзии. 
Но продолжить учебу  ему не удалось. В 80-е годы Абай встретился со ссыльными, революционерами, представителями русской революционной интеллигенции. Дружба с Е.П.Михаэлисом, П.Долгополовым, С.Гроссом помогла ему глубже изучить революционно-демократические идеи. С 1886 года  Абай начал переводить на казахский язык произведения Крылова, Пушкина, Лермонтова. В сближении с русской культурой Абай видел единственно верный путь выхода на мировую культуру. Его волновала идея братства и дружбы народов.
В середине 80–х годов Абай Кунанбаев испытал необычайный творческий подъем. В поэтических произведениях, созданных в это время (1882–1886 гг.), отразились его духовные поиски двух последних десятилетий. В них Абай выдвинул насущные проблемы казахского народа – социальные, общественные, моральные.
Абай выступал с протестом против межродовых распрей. Резко критиковал тщеславных, корыстолюбивых управителей, хитрых биев, нравы правящих слоев общества. Это отражалось в его раздумьях: “...Разрознен мой родной народ, Расколот и разобщен. Мне жить спокойно не дает, Вражда со всех сторон...”, “...Я рос там, где тропы не прохожены, где много преград. Против тысяч один сражался...”. В стихотворении “О казахи мои, мой бедный народ!” поэт с болью в душе говорит о том, что в степи нет единства, порядка, везде разлад, “из–за денег и власти кипит вражда”. Поэт обращается к народу:
О казахи мои, мой бедный народ!
Жестким усом небритым прикрыл ты рот.
Кровь на правой щеке, на левой – жир...
Где же правда? Твой разум не разберет.
Всякий подлый, чванливый и мелкий сброд
Изуродовал душу твою, народ.
Не надеюсь на исправление твое,
Коль судьбу свою в руки народ не берет.
В стихотворениях “Грязный в словах и делах”, “Наконец, волостным я стал”, “Вот и старость...”, “Свершиться мечтам не дано” поэт рисует портреты врагов народа: волостного, лицемерных старшин, алчных баев и биев, что, “стократно меняя личины, обирают народ”.
Большие надежды возлагал Абай на молодежь, он обращался к тем, что “сердцем прозорлив и чуток”. Тема просвещения народа в творчестве Абая приобрела огромное социальное звучание. В распространении знаний поэт видел средство освобождения людей от социального зла.
Трогательной заботой о молодежи исполнено стихотворение “Джигиты, дорог смех, не шутовство”, где поэт призывает молодых людей к активной, содержательной, интеллектуальной жизни:
К порывам юные сердца зову,
Я человечность ставлю во главу.
Кто корыстолюбив и бессердечен,
Тот мелкий человек по существу.
Так будь отзывчивым, как друг и брат,
И поделись со всеми, чем богат.
Да будет дружба искренной и честной –
И все дурные чувства замолчат!
Все мудрые, проницательные советы, содержащиеся в этом стихотворении, отвечают на вопрос, каким должен быть человек в молодости, в жизни.
В стихотворении “Пока не знаешь – молчи” Абай предостерегает молодежь от пяти “врагов” – злословия, лжи, хвастовства, безделья, мотовства – и призывает ее быть обладательницей пяти “друзей” – разума, доброты, упорства, скромности и труда. Поэт–просветитель прославляет науку, знания:
Лишь знаньем жив человек,
Лишь знаньем движется век!
Лишь знанье – светоч сердец!
Людей суди по уму!
Но не по облику их.
Разумен будь и правдив
В делах и думах своих.
Общественно–жизненные взгляды Абая лежат в его словах- “Назиданиях”. В “Назиданиях” Абай осуждает бесчинство, размышляет о тяжелой судьбе народа, предлагает пути административного переустройства с целью достижения справедливости и законности на выборах должностных лиц. Размышляет о высоком назначении человека, призывая его к благородным, достойным деяниям.
 Абай был также известным композитором, знатоком и тонким ценителем казахской народной музыки. Он создал ряд лирических мелодий, которые вошли в сокровищницу казахской музыкальной культуры.
БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Абай Кунанбаев (настоящее имя Ибрагим) родился 10 августа 1845 года в Шынгыстауском районе (ныне Абайский) Семипалатинской области в семье известного феодала Кунанбая кажы Ускенбаева из рода Тобыкты. Прадед поэта - тобыктинский бий и батыр Ыргызбай, названный по названию реки Иргиз Торгайской области, где он родился в 50–х годах XVIII века. Дед Абая Ускембай имел в родной степи славу справедливого бия. Отец Абая Кунанбай был старшим султаном Каркаралинского округа. Кунанбай под конец жизни первым съездил в Мекку – совершил паломничество в хадж,а  вернувшись оттуда, удалился от мирских дел, что еще больше сделало его имя популярным.
Две замечательные женщины – бабушка Зере и мать Улжан – воспитывали Ибрагима. Он рос пытливым, внимательным, впечатлительным, за что бабушка дала ему другое имя – Абай (внимательный, проницательный).
Начальное образование Абай получил в родном ауле у муллы. В десятилетнем возрасте он был отдан в медресе Ахмет–Ризы в г. Семипалатинске. В медресе он изучает арабский, персидский языки, проходит религиозное обучение. Самовольно посещает русскую приходскую школу, нарушая строгий устав медресе. Легко овладев восточными языками, знакомится с произведениями великих поэтов и ученых Востока: Навои, Низами, Саади, Джами, Фирдоуси, Сейхали и др.
В 13 лет, по воле отца, ему пришлось прекратить учебу. Кунанбай решил постепенно научить Абая умению вести дела, разбирать феодально–родовые тяжбы, всевозможные споры, жалобы в аулах, чтобы сделать из него умелого правителя–бия. 
С 14 лет Абай пишет первые стихи. Перед ним открылся сложный мир, жизнь разных слоев общества, беззаконие и несправедливость. Уже в 15 лет Абай, вступая в споры, демонстрировал свои знания и беспристрастие. При самостоятельном разборе спорных дел Абай показывал себя поборником правды и справедливости. Прямота, гуманность Абая, его неприязнь к феодально–родовой морали восстановили против него представителей феодальной верхушки.
В 1976–1878 годы он работает волостным правителем.
В 28 лет, после многочисленных споров и стычек, он порвал отношения с отцом и стал страстным обличителем богатых, ханжей, блюстителей жестоких родовых обычаев. В то время аул Абая стал в Казахстане центром прогрессивных людей того времени. У великого поэта месяцами жили политические ссыльные. На протяжении более чем 20 лет тесные узы большой дружбы связывали Абая с Е.П. Михаэлисом, деятельным участником революционно–демократического движения в Петербурге. Русские друзья ввели поэта в круг широких интересов и идеалов демократической России, помогли ему избрать путь честного служения народу своим поэтическим талантом, понять историческую необходимость русско–казахского единения. Абай с благодарностью говорил том, что Михаэлис открыл ему глаза на мир.
23 июня 1904 года великий сын казахского народа А. Кунанбаев скончался.
НАУКА
Деятельность Русского Географического общества в Казахстане
Потребности капиталистической России диктовали необходимость более глубокого научного изучения национальных окраин. Во второй половине XIX в. на территории Казахстана были созданы научные учреждения и филиалы различных научных обществ России.
В 1867 г. был создан Оренбургский отдел ИРГО, который взял в свои руки инициативу научного изучения западной и северной части Казахстана. Цели и задачи отдела, по словам оренбургского генерал-губернатора, заключались в "изучении производительных сил в крае с целью интенсивного использования его природных богатств в интересах русского капитализма и русификации местного населения..." Однако "... политика русификации может быть успешной лишь при условии тщательного изучения характера, истории, качеств, недостатков религии и предрассудков всех разнородных племен, населяющих Оренбургский край. Без этих познаний трудно, действовать или, вернее, можно действовать только наобум".
Освоение восточных районов страны, в первую очередь, Сибири и Казахстана, повлекло за собой открытие Западно-Сибирского отдела ИРГО. Основной задачей отдела являлось изучение Западной Сибири и Казахстана в географическом, естественнно-историческом и этнографическом отношениях. Особый интерес представляют поездки отдельных членов отдела в Северный Казахстан, входивший в то время в состав Западной Сибири.
С образованием в 1867 г. Туркестанского генерал-губернаторства г. Ташкент в конце XIX в. становится крупным научным центром страны. С целью более глубокого изучения Средней Азии и южной части Казахстана, в феврале 1897 г. был создан Туркестанский отдел Русского географического общества. Одной из основных задач отдел считал географические исследования новой территории России. Однако некоторые члены отдела не ограничивались изучением природных условий Средней Азии. Их перу принадлежит большое количество статей и заметок по истории, социально-экономическому положению Южного Казахстана и Средней Азии.
ШОКАН ВАЛИХАНОВ – великий казахский ученый
Шокан (полное его имя Мухаммед Ханафия) Уалиханов родился в ноябре 1835 года в семье султана Шынгыса Уалиханова, в крепости Кусмурын нынешней Кокшетауской области. Шоканом мальчика любовно называла мать – Зейнеп Шорманова. Это имя и осталось за ним на всю жизнь. В семье Уалихановых кроме Шокана было шесть сыновей и четыре дочери, среди которых он выделялся своим умом, упорством, настойчивостью и большими способностями.
Отец его, Шынгыс Уалиханов, был образованным человеком. В 1834 году окончил Сибирское линейное казачье училище в г. Омске, дослужился до звания полковника русской армии и занимал ряд ответственных должностей в аппарате управления Казахстаном: был старшим султаном Кусумрынского округа, советником Областного правления сибирских киргизов (так неправильно царская администрация называла тогда казахов Среднего жуза), старшим султаном Кокшетауского округа. За большие заслуги перед Россией ему было пожаловано наследственное дворянство.
Детство Шокана прошло в основном в доме его любимой бабушки Айганым – в Сырымбете (ныне село Володарское Кокшетауской области). Айганым – младшая жена хана Среднего жуза Уали. Она основала в Сырымбете первую казахскую школу. Айганым оказала большое влияние на становление юного Шокана. Она была образованной женщиной, хорошо знала казахский фольклор  и понимала его значение. 
Шокан рано научился читать, с семи лет он посещал аульное мектебе, где под руководством мулл изучал основы арабской и чагатайской письменности. Согласно традиции, дети представителей белой кости – султанов (торе) – должны знать языки семи народов. Поэтому овладению арабской письменностью и персидским языком уделялось серьезное внимание. Уже в детстве он записывает варианты поэмы “Козы-Корпеш и Баян-Сулу”, поэму “Еркокше”.
Осенью 1847 года отец устраивает своего сына в Сибирский кадетский корпус (корпус был создан в 1845–1846 гг.). Программа обучения в корпусе была весьма обширной и насыщенной. Помимо военных дисциплин – тактики, фортификации и т.д., – воспитанники изучали основы философии, русскую и всеобщую историю, русскую литературу, географию, ботанику, зоологию, физику, математику, геодезию, архитектуру, рисование, черчение, европейские и восточные языки. Подготовка будущих офицеров была построена с учетом особенностей их будущей службы. Кадетский период в жизни Шокана в значительной степени определил не только его дальнейшую судьбу офицера русской армии, но и исследователя. Именно тогда были заложены основы его мировоззрения, сделан выбор предстоящей деятельности. В 1853 году Шокан Уалиханов успешно закончил корпус в звании корнета и в ноябре того же года был зачислен на службу в Сибирское линейное казачье войско.
Знаменитый путешественник Г.Н. Потанин, учившийся вместе с Шоканом в корпусе, вспоминает: “Мечта уносила Валиханова в загадочную даль, в экс-киргизские страны, к подошвам Тянь-Шаня, в Тибет... Он еще на школьной скамье готовился к роли путешественника, перечитывал Палласа, Рычкова, Левшина, Вельяминова-Зернова и другие книги. Чокану было только 14–15 лет, когда преподаватели корпуса на него смотрели как на будущего исследователя и, может быть, ученого”.
Академик Н.И. Веселовский говорил: “Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения Чокан Чингисович Валиханов: русские ориенталисты (исследователи Востока) единодушно признали в лице его феноменальное явление”.
Трогательна была дружба Ш. Валиханова с Ф.М. Достоевским. В одном из писем Достоевский писал: “...Я так Вас люблю, что мечтаю о Вас и о судьбе Вашей по целым дням. Конечно, ...среди мечтаний была одна действительность: это то, что Вы первый из Вашего племени, достигший образования Европейского. Уж один этот случай поразителен, и сознание о нем невольно налагает на Вас и обязанности... Судьба же Вас сделала вдобавок превосходнейшим человеком, дала Вам и душу, и сердце...”
Академик АН Казахстана А.Х. Маргулан подчеркивал, что Шокан “был, в сущности, первым казахским художником, работавшим в области профессионального изобразительного искусства и тем самым немало сделавшим для его развития”.
М.О. Ауэзов писал : “...Советы Достоевского, напутствия, данные им молодому сыну казахского народа, формировали самую благородную задачу образованных представителей казахского народа...”. 
В марте 1854 года генерал-губернатор Западной Сибири и степных районов Казахстана Г. Гасфорт назначил Шокана своим адъютантом. Это назначение позволило ему приступить к осуществлению своих научных замыслов и планов. Летом 1855 года Ш. Уалиханов сопровождал генерал-губернатора в поездке по Семипалатинской области в качестве офицера по особым поручениям. Совершив вместе с экспедицией Г.Х. Гасфорта поездку по маршруту Омск – Семипалатинск – Капал – Верный, Шокан остался в Семиречье, где собирал сведения о политической обстановке в крае, изучал расселение казахов Старшего жуза, историю и географию края. Осенью того же года через Каркаралы, Баян-Аул и Кокшетау он возвратился в Омск.
Зимой 1855–1856 гг., выполняя служебные обязанности, он изучал различные источники по истории Казахстана и Средней Азии, составлял родословные, генеалогические таблицы казахских ханов и султанов, переводил на русский язык собранные половицы и поговорки, много сил и времени уделял разработке проекта новой системы управления Старшим жузом. Зимой 1856 г. корнет Уалиханов был досрочно произведен в поручики.
Весной 1856 г. поручик Уалиханов был откомандирован в распоряжение подполковника М.М. Хоментовского, возглавившего экспедицию в Северную Киргизию. “Мы, – писал впоследствии Уалиханов, – имели честь участвовать в этой экспедиции и, находясь два месяца среди дикокаменных киргизов, успели собрать разные положительные сведения, преимущественно изучая их предания и язык”. Поездка в Киргизию была весьма плодотворной.
В июне 1956 года Шокан познакомился с ученым-географом П.П. Семеновым–Тянь-Шанским в г. Омске. В своей книге “Путешествие в Тань-Шань в 1856-1857 годах” П.П. Семенов–Тянь-Шанский писал, что Шокан был “замечательным эрудитом по истории Востока и в особенно народов, соплеменных киргизам”. Ш. Уалиханов оказал ему большую помощь в его научных исследованиях. Неслучайно именно он ходатайствовал позднее о приеме Шокана в действительные члены русского географического общества – штаба науки России того времени.
Казахский ученый был частым гостем в киргизских аулах. Ш. Уалиханов записывал песни и предания народа. Именно в этом путешествии он впервые записал отрывки из знаменитой киргизской поэмы “Манас”.
Образование
В конце XIX в. во многих городах, деревнях и аулах открывалось множество школ, было, положено начало политехническому и женскому образованию. При многих школах имелись интернаты. К концу XIX в. в Казахстане было более 100 двухклассных школ с контингентом свыше 4 тысяч учеников.
Более способные выпускники русско-казахских школ поступали в кадетские корпуса и вузы России и зарубежных стран. Омский и Неплюевский кадетские корпуса готовили из числа казахской молодежи чиновников местного колониального аппарата. Большое количество казахских юношей учились в Санкт-Петербургском университете, Военно-медицинской Академии, Казанском, Томском университетах и других вузах.
Получило дальнейшее развитие традиционное образование. В казахской семье мальчиков и девочек 5-6 лет обучали дома, затем они поступали в трехклассные мектебе, где изучали грамматику и арифметику. Учебный план медресе включал такие предметы, как арабская филология, религиозное право, религиозная философия. Ученики также изучали общеобразовательные предметы и основы медицинской науки.
Медресе содержались на средства частных лиц. Государство выделяло на развитие образования мизерную сумму.
Медресе имели несколько даре-ханэ (классные комнаты), худжры (комнаты для проживания учащихся), комнаты для омовений, столовые и кухни. Учеников называли шакирдами, учителей — мударрисами. На должность учителя принимали людей не моложе 40 лет, имеющих диплом медресе. Они получали в год до 700 рублей. Учебный год начинался в сентябре-октябре и заканчивался в мае-июне.
В мектебе и медресе учились дети не только зажиточных родителей, но и бедных. Мусульманские учебные заведения сыграли большую роль в приобщении казахской молодежи к восточной культуре.
Ыбырай Алтынсарин – основоположник казахской школы
В 1860 году Оренбургское областное управление дает Ыбыраю Алтынсарину поручение открыть школу для казахских детей. Его назначают учителем русского языка. Тогда в г. Тургае не было средств. Настойчивый Ыбырай с целью пропаганды и агитации выезжает в аулы, объясняя простому народу необходимость знаний и учебы, собирает денежные средства на построение школьного здания. Первые годы он обучает детей у себя дома, привлекая внимание народа. Только 8 января 1864 года он осуществил свою мечту, открыв школу–интернат (из 16–ти мальчиков). 
В 1879 году Ыбырай Алтансарин был назначен инспектором школ Тургайской области.
Выдающаяся историческая заслуга Алтынсарина заключается в том, что по его инициативе и при самом непосредственном его участии в Казахстане была создана  сеть народных светских школ. “На нашу долю, – писал он, – теперь выпало самое тяжелое, ответственное время, когда все надо еще создавать, вводить эти нововведения в темную среду и освещать ее, насколько хватит у нас сил и умения... Вот и таскаюсь я по степям, выпрашивая деньги у обществ и разных общественных уездных и областных волостей”. По его инициативе было открыто 7 начальных школ, 4 двухклассных училища для детей–казахов. Организация работы учебных заведений в Елекском, Костанайском, Ыргызском, Тургайском уездах, а также в ряде районов Оренбургского края не была легким делом. Он был целиком зависим от областного губернатора, что ограничивало его просветительскую службу.
Ыбырай Алтынсарин является основоположником женского образования в крае. Достижением его в этой области было открытие в городе Ыргыз школы–интерната для казахских девочек, с преподаванием в нем предметов на родном и русском языке.
Просветитель занимался также организацией учебных заведений для подготовки учителей начальных школ. Основанная в 1883 году в Троицке, а затем переведенная в Оренбург учительская семинария являлась передовым учебным заведением своего времени. 




Комментариев нет:

Отправить комментарий