План
- Введение
- Глава 1. Образование казахской народности
- Глава 2. Образование первого казахского ханства.
- Заключение
- Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989. С. 43.
- История Казахстана с древнейших времен и до наших дней. Очерк / Под ред. М.К. Казыбаева и др. Алматы. 1993. С. 113.
- Гумелев Л.И. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989.
- Асфендилов С. Д. История Казахстана с древнейших времен. Алма-Ата, 1993.
- Гумилев Л.И. Древние тюрки. Л., 1968
- Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. Алма-Ата, 1990.
- Карамзин Н.М. Предания веков М. 1988. С 195.
- Утемиш-хаджи. Ченгиз-наме. Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследование. В.П. Юдина. Алма-Ата. 1992. С. 61.
- Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине XYI в. Алма-Ата, 1985. С. 89.
- Кляшторный С.Г., Султанов Г.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алма-Ата. 1992. С. 276.
- Басин В.Я. Россия и казахские ханства в XYI- XYIII веках. Алма-Ата. 1971. С. 78.
- Еенов А.Е. Возникновение и развитие социалистических земельных правоотношений в Казахской ССР. Алма-Ата. 1963. С. 52.
Введение
Процесс
образования государственности у казахов,
становления суверенитета Республики
Казахстан протекал в многообразных
формах и внутренних периодах, весьма
сложно и непрямолинейно, хотя это был
и есть единый исторический процесс.
Пройдя гипотетическую “стадию дикости”,
когда доминировали законы животного
мира, предки казахов, также как и все
человечество, самоорганизовались в
родовые и племенные общины и затем союзы
племен. Особенности их социального и
политического развития определялись
потребностями естественного для данной
географической и климатической среды
обитания, кочевого способа производства
и образа жизни, потребностями в пастбищах
и целесообразном их распределении по
районам и сезонам кочевок, в обмене
продуктами труда с земледельческими
сообществами, в защите от врагов и для
расширения собственного жизненного
пространства.
Примерно в
этот период появляются общественная
власть родового старшинства, и затем
власть племенных вождей. Этот период в
эпохе потестарной власти можно назвать
догосударственным периодом этнополитогенеза
казахов.
Переходной
стадией к раннегосударственному периоду
здесь стало образование саками и
массагетами племенных союзов.
Эпоха
потестарной власти с его догосударственными
и раннегосударственными периодами
подготавливала эпоху династической
казахской государственности. Однако
естественный процесс складывания
казахской народности и становления
собственной суверенности в истории
Казахстана испытал сильное деструктивное
воздействие. Таковыми в этнополитогенезе
были мощные миграционные потоки,
неопределенность границ, смещение и
исчезновение этнических групп и др.
Начавшийся здесь процесс складывания
надплеменной этнической общности
сдерживался нашествием в нынешние
Среднюю Азию и Казахстан орд Чингизхана.
Лишь после
распада монгольских улусов хана Джагатая
на юго-востоке и хана Джучи на северо-западе
нынешней территорией Казахстана (XIV-XV
вв.) вновь стали возникать этнополитические
государственные образования.
С конца XV
века начинается эпоха собственной
династической государственности казахов
с образованием в 1470 г. Казахского ханства
- итог противоречивого многовекового
воздействия и взаимопроникновения
политических и этносоциальных процессов,
происходивших на территории нынешней
Центральной Азии.
Настоящая
курсовая работа посвящена изучению
вопроса об этнополитогенезе казахов,
образовании казахской народности и
первого казахского государства. Именно
этот вопрос остается на сегодняшний
день, несмотря на многочисленные научные
исследования достаточно проблемным и
интересным для изучения.
Основными
вопросами научного исследования данной
курсовой работы являются вопросы
образования казахской народности и
образования первого казахского
государства. В рамках изучения проблемы
мы опирались на труды таких ученых
историков как Л.Н. Гумилев, Асфендиаров
С.Д., Басин В.Я., Шакарим Кудайберды-улы
и др.
Глава
1. Образование казахской народности
Одной
из главных загадок казахской истории
остается загадка происхождения и время
образования жузов.
В силу действия
многих этнополитических и хозяйственных
факторов на территории Казахстана
возникли три основных этнотерриториальных
объединения - Старший,
Средний и Младший Жузы.
Существование жузов отразило сложность
процесса образования казахской
народности,
наложило свою печать на локальные
культурно-бытовые особенности ее
развития.
Жузы
являлись специфической формой
социально-политической организации
казахской
народности.
В истории казахов жузами принято называть
определенные союзы племен, осознающих
свою принадлежность к единой казахской
народности
и населяющих фиксированную традицией
часть общеказахской территории. В
дореволюционной исторической литературе
вместо жуз употреблялся в давние времена
вошедший в русский язык термин орда.
Принадлежа
к одной казахской народности каждый из
жузов имел свои особенности, которые
делали их отличными друг от друга.
Основываясь
на исследованиях, проведенных учеными
историками Казахстана, мы попробуем
обобщить и дать характеристику каждому
из казахских жузов.
Всего
жузов - три: Улу жуз (Старший, или Большой,
жуз), Орта жуз (Средний, или Cрединный,
жуз) и Киши жуз (Младший, или Малый, жуз).
Кочевья
жузов располагались в порядке с
юго-востока на северо-запад: Улу жуз
занимал юго-восточную часть Казахского
ханства, Киши жуз - самую западную, а
Орта жуз - серединную территорию.
Жузы
получили свое название не по числу
принадлежавших к ним кочевников (Киши
жуз был самым многочисленным), но по
старшинству входивших вих состав родов.
При этом старшинство между родами и
жузами считалось по прямой линии: "самый
последний род" Улу жуза имел преимущество
перед "Самым старшим родом" Орта
жуза и т.д. Оправдывалось это тем, что
предок старше (атасы улкен). Согласно
этнографическим наблюдениям, порядок
старшинства соблюдался:
- при определении места в боевом порядке;
- при разделении военной добычи;
- при вступлении в дом и рассаживании по местам;
- при открытии торжества;
- при представлении качества предлагаемого в гостях и на пирах кушанья.
XVII
самом начале XVIII вв. все три жуза
управлялись биями - родоначальниками,
уполномоченными всеказахским ханом; а
со времени после кончины Тауке-хана
(между 1715-1717гг.), последнего казахского
хана, власть которого признавалась во
всем государстве, каждый жуз имел своего
хана из числа султанов - мужских потомков
Чингиз-хана (ум. в 1227 г.).
Известно,
что впервые имя одного из жузов - Улу
жуза (по терминологии источника "Казачья
Большая орда") было зафиксировано в
русским документе, датируемом 1616 годом
и имеющим заглавие: "Распросные речи
в посольском приказе служилых людей
Т.Петрова и Н.Куницына о поездке в
Калмыцкую землю".
мусульманских
источниках нигде казахские жузы не
упоминаются несмотря на то, что источники,
описывающие состояние дел в Восточном
Дешт-и Кипчаке в XIII - начале XVII вв.
достаточно обильны и рассказывают о
множестве деталей военно-политической
и культурной жизни того времени. Из
ираноязычных и тюркоязычных сочинений
мы узнаем и имена ханов и взаимоотношения
между ними, и о набегах и войнах, и
маршрутах и способах кочевания, и даже
о таких этнографических подробностях,
как, например, технология изготовления
мягких кожаных накидок. Но когда речь
заходит о территориально-административных
структурах Казахского ханства, везде
фигурирует термин улус (удел владение,
а также государство), и только.
загадками
казахских жузов бились поколения
историков Казахстана, но удовлетворительного
и однозначного решения так и не нашли.
Еще в 1911 году академик В.В.Бартольд в
своей работе "История изучения Востока
в Европе и России" писал: "Мы не
имеем точных сведений о том, как произошло
распадение этого (казахского - Т.С.)
народа на три орды: Большую, Среднюю и
Малую (или Старшую, Среднюю и Младшую),
из которых каждая имела своего хана..."
Нынешнее
решение проблемы не слишком продвинулось
с того времени. Однако к настоящему
времени накопилось достаточное количество
наблюдений, обоснованных на изучении
все тех же известных науке источников
для определения хотя бы общих путей
дальнейшего исследования.
Большинство
исследователей склонялись к мысли о
том, что разгадку следует искать в тех
триальных системах, которые реально
существовали в далеком прошлом у тюркских
народов со времен гуннской империи и
тюркского каганата.
известно,
что организация войска и связанного с
ним административного управления в
этих государствах строилась по схеме
правое крыло (западная - т.к. ориентация
тогда была южная), левое крыло (восточное)
и центр. Центр войска и центральные
области империи управлялись непосредственно
каганом, а левое и правое крылья,
соответственно западные и восточные
области империи, наместниками-родичами.
Другой
триальной системой известной у древних
тюрков была система брачных отношений,
где три экзогамных рода в известной
последовательности устанавливали
брачные связи.
Однако
обе эти системы ни в малейшей степени
не могут быть связаны с тремя казахскими
жузами, т.к. те первоначально не имели
значения ни для военной организации,
ни для брачных связей. Что же касается
деления огузов (туркмен) на три группы
- нижнюю, среднюю и верхнюю, которое
впервые зафиксировано в Х в. и сохранялось
вплоть до XII в., то, думается, что правы
те ученые, которые считают, что это
сугубо локальное разделение неразрывно
связано с речными долинами Сыр-Дарьи и
Аму-Дарьи и никак нераспространялось
за пределы этих долин, а главное по
характеру отлично от деления казахов
на три жуза.
же
жизненные процессы и исторические
обстоятельства XVI в. предопределили
возникновение тогда, а не ранее и не
позднее совершенно нового принципа
самоорганизации племен объединенных
самоназванием казак?
момента
возникновения Казахского ханства
(Казахского улуса) в 1476-71 гг. и вплоть до
начала XVII в. господствовал только один
принцип объединения и управления страной
- улусный принцип, при котором отдельные
роды и племена, сложившиеся в Восточном
Дешт-и Кипчаке в XIII-XIV вв. часто из осколков
более древних племен, включались в
политическую структуру малых и больших
улусов, возглавляемых султанами
(например, улус Джаниш-султана,
Таниш-султана, Турсун-султана и т.п.), во
главе с ханом и формировали один большей
улус-государство, которое в одном случае
называли по имени одного из ханов
(например, Чагатайский улус, Узбекский
улус и т.д.) или, как в нашем случае,
обозначали скоре социальным, чем
политическим термином, до того не имевшем
этнографического значения - термином
казак.
Первоначально
Казахский улус (Казахское ханство) был
военно-политическим союзом группы
племен Восточного Дешт-и Кипчака,
отколовшихся от массы родственных
племен и возглавленных одной из ветвей
династии Чингизидов. Этническая
консолидация этих племен в рамках одного
государства и под управлением одной
династии (потомков Джучида Урус-хана)
и стала тем процессом, в ходе которого
и в результате которого обозначались
новые уже не политические, а
этнотерриториальные структуры - жузы.
Каковы
были те факторы, которые направляли и
стимулировали появление новых структур?
Первым
из них была территориальная целостность
Казахского ханства в условиях достаточно
длительной военно-политической
стабильности. Оставаясь сообществом
кочевых племен, Казахское ханство на
рубеже XVI-XVII вв. включило в свой состав
территории с древними центрами городской
и оседло-земледельческой культуры,
создавшими определенные зоны хозяйственного
и культурного притяжения для населения
окружающих их степей.
Вторым
фактором, в известной мере являющимся
следствием первого, было формирование
аульной системы расселения, хозяйствования
и быта. Именно этот процесс бросается
вперед при анализе источников XVII века.
Уместно вспомнить, что в XIII-XVI вв. в Дешт-и
Кипчаке господствовала система улусного
кочевания, “... когда огромная масса,
возглавленная ханом и султанами,
практически непрерывно перемещалась
на своих кибитках, смонтированных на
арбах, влекомых верблюдами и лошадьми
по тысячекилометровым маршрутам
тогдашних кочевий”.
сразу
и не повсеметно этот образ жизни заменялся
иным - перекочевки небольших семейных
групп (аулов), связанных между собой не
только родственными, но и соседскими и
иными отношениями, на ограниченных
территориях с относительно короткими
маршрутами передвижения. Кибитки на
арбах, "шатры на колесах" сменяет
разборная юрта, навьючиваемая на
верблюдов: к началу XVII века относятся
последние по времени известные сообщения
об использовании жителями Кипчакской
степи четырехколесных домов-повозок,
а в более поздних источниках упоминаются
только двухколесные арбы и содержатся
лишь описания, хотя и нередко, и больших
по размерам, но разборных юрт и переносных
кибиток.
Переход
от кочевания в кибитках на колесах к
разборным юртам был крупным изменением
быта кочевого населения Дешт-и Кипчака,
и этот фактор предопределил наряду с
родственными и генеалогическими связями
племен и родов внутри единой политической
общности еще и связи территориальные
в границах относительно устойчивых зон
постоянных перекочевок. Такого рода
зоны никак не совпадали с улусным
(административным) или тюменным (военным)
дробление общегосударственной территории,
и отношения внутри этих зон не могли
регулироваться возглавлявшими улусы
царевичами-чингизидами. Новые
территориально-родовые связи требовали
иных регуляторов, и ими стали "большие
люди" пастбищныхобщин - бии,
"национальная" аристократия, элита
социальной группы кара-суйек (черная
кость - ред.) почитаемые за знания и
умение интерпретировать многовековое
народное право, многовековые обычаи,
только и позволяющие сохранять в степи
присущее кочевым скотоводам мироустройство.
Именно вокруг биев начало формироваться
межродовые внутритерриториальные
связи, которые постепенно превращали
стихию кочевых племен в хозяйственное
и культурное сообщество, агрегация
которого осуществлялась единственно
возможным тогда способом - через
установление генеалогических и
иерархических взаимоотношений между
родами и племенами, между аульными
пастбищными общинами.
структуры
и их главы - бии отнюдь не стремились
разрушить или нарушить уже установившуюся
политическую и административную
структуру Казахского ханства с ее
улусами, но для обозначения сформировавшихся
зональных сообществ они должны были
использовать какие-то термины, выходившие
за рамки родоплеменных обозначений и
никак не задевавшие обозначения,
связанные с высшим военно-политическим
управлением. Очевидно, таким термином
и стал жуз (буквально "сто", "сотня").
Впервые
этот термин как административный
зафиксирован в сочинении балхского
историка Махмуда ибн Вали "Бахр
ал-асрар". Согласно сообщению этого
автора, Ак-Орда, одно из административных
подразделений Джучиева Улуса (Золотой
Орды), была также известна под названием
Йуз-Орда.
практически
ничего не знаем о бытовании этого термина
в последующее время - придворные
историографы не опускались, как правило,
до таких низов народной жизни. Вряд ли
сейчас или в ближайшем будущем станет
возможным однозначно ответить на вопрос,
каким образом свершилось превращение
одного из невысоких военно-административных
терминов в обозначение крупных племенных
(аульных) сообществ?
Становление
жузов происходило не одновременно, и
по мнению ряда авторов скорее всего
этот процесс начался в Семиречье,
распространившись оттуда на центральную,
а вслед затем и западную части Казахского
ханства. Отсюда, возможно, и иерархия
жузов, когда старшим и первоначально
влиятельным стал именно Семиреченский
жуз, а Орта (Средний) жуз и Киши (Младший)
по времени своего проявления(хотя и не
уступали по численности племен и
территориям Старшему) оказались
генеалогически на более низких ступенях.
Постепенное возвышение жузовых структур
столь же постепенно, но неуклонно вело
к упадку прежней социально-политической
организации казахского общества -
улусов. Прежняя правящая верхушка
ханства (султаны) неожиданно нашла свое
место в новой социально-политической
организации: она стала с XVIII столетия
(начало вхождения Казахских ханств в
состав Российской империи) если и не
полновластной, то достаточно влиятельной
верхушкой всех трех жузов, при этом
сохранив генеалогическую, а значит и
политическую обособленность - султаны
не относят себя ни к одному из
тюрко-монгольских племен, ни к одному
из казахских жузов, не разделяются на
колена.
Четырехвековое
существование жузовой структуры оказало
столь сильное воздействие на этническое
самосознание казахского народа, что и
сейчас не только сохраняется в памяти
каждой казахской семьи, но и влияет на
повседневную жизнь казахов.
Несомненно,
однако, что в недалеком будущем
определяющая роль останется за
общенациональной идентификацией, а
клановые и жузовые привязки постепенно
станут достоянием исторического
прошлого.
2.
Образование первого казахского ханства
Процесс
образования казахской
народности
в XIV-XV вв. в основном завершился.
середине
XV в. - образовалось Казахское ханство -
итог противоречивого многовекового
взаимодействия и взаимопроникновения
политических и этносоциальных процессов,
происходивших на территории нынешней
Центральной Азии. В этнополитогенезе
кочевых племен нельзя не отметить особую
важность события тех времен, которым
стала откочевка в 1459 году потомков
основателя династии казахских ханов
Урус-хана - Джанибека и Гирея - с преданными
им племенами. Значение этого события в
том, как отмечают казахские историки,
что оно ускорило процесс сложения
казахской народности в результате
выделения и обособления из конгломерата
родов, племен и формирующихся народностей
Восточного Дешт-и Кыпчака, каким было
здесь население к началу XY столетия,
известное под общим собирательным
названием узбеки.
Узбекского
улуса выделились и перекочевали в
Семиречье не просто разрозненные
племена, недовольные политикой хана
Абулхаира, но объединение родов и племен
численностью до 200 тыс. человек, которые
составляли в Дешт-и Кыпчаке население
улусов потомков Урус-хана. Дневние рода
жалаир, найман, алчин, кипчак и др. Стали
этническими компонентами казахской
народности. Нарицательное слово “казак”,
первоначально обозначавшее - свободный,
скиталец, изгнанник или группу кочевников,
которые отделились, вышли из какой-то
подвластности и противостоящие ей,
приобрело этнополитический смысл.
Тюркоязычные племена, объединенные под
властью потомков Урус-хана, обрели
самоназвание и окончательно стали
называться, правда, ни без субъективных
видоизменений, казаками, а страна их -
Казакстан. Новое этнополитическое
качество степняков, утвердившихся на
земле Семиречья, положило начало развитию
собственно казахской государственности,
а термина “казак” и “узбек” стали
обозначать еще и разделение людей по
месту жительства, очерченного уже своего
рода политическими границами.
Вплоть
до смерти последснего казахского хана
Тавекель-Мухаммад-батыр-хана (Тауке) в
1718 году и превращения трех казахских
жузов в самостоятельные ханства в эпохе
казахской государственности этот
отрезок времени можно выделить как
почти 300-летний период централизованного
этнополитического объединения казахов,
которое являлось ничем иным, как
государством. В этот период, например,
в ханство сына Джанибека хана Касыма
(1511-1523 гг.) под одной его властью был
объединен в эль, один народ более миллиона
казахов. К этому времени относятся общие
для них узаконения : “Касыма праведный
путь” (XYI в.), служившее основным законом;
“Семь узаконений” хана Тауке (вторая
половина XYII в., закреплявшее государственный
строй и феодальное право казахов.
этому
же периоду этнополитогенеза относится
внешнеполитическое становление
правосубъектности казахского государства,
в частности, можно привести пример
самостоятельного установления по
инициативе хана Тавеккеля (1586-1598 гг.)
дипломатических отношений Казахского
ханства с Москвой. “Официальные
русско-казахские отношения, - писал В.Я.
Басин, - начались, по-видимому, не позднее
90-х годов XYI века ” В первой четверти
этого столетия казахи, как самостоятельная
народность стали известны и в западной
Европе.
Наследственная
ханская власть периода централизованного
этнополитического объединения казахов
заключалась в верховном праве распоряжения
всей территорией казахских улусов,
распределении им пастбищ и маршрутов
кочевок, водных источников, в организации
их вооруженной защиты, в праве издавать
общеобязательные повеления, а также
казнить и миловать. Хан вел переговоры
с другими государствами, объявлял войну
и мир, заключал союзы.
Казахское
ханство 16-18 вв. Было иерахизированной
социально-политической структурой,
вобравшей в себя традиции кочевой
государственности, сочетавшей элементы
монархии и феодальной республики.
Ежегодно созывались курултаи (народные
собрания) из числа аристократов -
старейшин и правителей родов, султанов
- для решения совместно с ханом
общегосударственных дел. Влиятельные
родоначальники составляли при хане
совет биев - законосовещательный орган.
Бии в родах олицетворяли судебную и
административную власть. И, в отличие
от султанов - потомков чингизидов
(сословие “ак-суй-ек”), составляли элиту
“кара-суйек” - родовую знать.
Войско
казахского ханства формировалось из
вооруженных отрядов ханов, султанов,
биев и народного ополчения. Каждый род,
жуз имели свое знамя (тамгу) и свой боевой
клич (уран), но все войско выступало под
одним небесно-голубым знаменем и ураном
ханства. Общественные отношения
регламентировались ханскими установлениями,
адатом (обычное право казахов) и решениями
советом биев (ереже). Политическими
центрами Казахского ханства на протяжении
полутора столетий ( с конца 16 до первой
половины 18 века) были города Ташкент и
Туркестан.
Активная
внешняя политика государства, расширение
владений, укрепление государственности,
при первых ханах, особенно при Касымхане
в начале XYI в., затем сменились усилением
междоусобной борьбы, массовыми откочевками
людей.
2-й
половине XYI в. происходит новый политический
подъем Казахского ханства, спад
междоусобиц, развитие скотоводческого
и земледельческого хозяйства, торговых
отношений, расширяются контакты с
Россией и другими сопредельными странами.
Ханская
власть того периода хоть и достигла в
известной степени всеохватывающего
характера и имела однородное этническое
основание, однако элемент относительности
в централизацию этой власти привносили
борьба за власть султанов разных улусов
и практически непрекращающиеся войны
с узбеками и калмыками. Эти факторы
препятствовали формированию такого
необходимого элемента в становлении
государственной власти казахского
ханства, как организация населения по
территориальному принципу. Основой
государственности оставалась родовая
организация населения, ацикличный
характер скотоводческого хозяйства и
кочевой образ жизни не обеспечивали
необходимой стабильности ханской
власти, а казахскому обществу - всобщей
целостности.
нач.
XYIII в. участились набеги джунгар на
казахские земли. Поэтому хан Тауке
предпринимает попытку объединения трех
жузов. Казахское ханство, раздираемое
междоусобицей и противоречиями,
ослабленное в изнурительной войне с
агрессором, ведет отчаянную борьбу за
свою независимость.
трудной
экономической и политической ситуации
встал вопрос о вхождении в состав России,
которое продолжалось около 150 лет.
Однако,
это уже другой период в эпохе династической
государственности казахов, который
требует отдельного разговора.
Заключение
Завершая
исследование вопросов о зарождении
казахской народности и государственности
в Казахстане, хочется сказать о том
значении, какое имеет понимание данного
вопроса в деле становления государственной
независимости республики сегодня.
декабря
1991 года принимается Закон Республики
Казахстан о независимости (имеющего
силу Конституционного Закона). Объявив
о своей независимости, Республика
Казахстан стала представлять собой
политически самостоятельное государство
с многонациональным укладом, с единым
монолитным организмом. 1995 г. 30 августа
на всенародном референдуме принимается
ныне действующая Конституция Республики
Казахстан.
настоящее
время в республике происходит интенсивный
рост числа совместных предприятий,
открываются представительства крупнейших
компаний мира, разрабатываются и
осуществляются проекты совместной
разработки природных ресурсов и
переработки сырья и материалов, внедрение
прогрессивных технологий в аграрной
сфере и т.д.
Богатые
природные ресурсы Казахстана, социальная
и политическая стабильность в республике
делают этот регион одним из наиболее
привлекательных для вложения иностранного
капитала среди республик бывшего
Советского Союза.
Республика
Казахстан стала полноправным членом
мирового сообщества, получив признание
и поддержку абсолютного большинства
государств мира. На сегодня Казахстан
признан 113 государствами, со 105-ю из них
установлены дипломатические отношения.
Укрепляется взаимодействие, расширяется
сотрудничество с наиболее авторитетными
международными структурами. В их числе
ООН, Европейское сообщество, Международный
и Европейский банки реконструкции и
развития, Международный валютный фонд,
МАГАТЭ, Красный Крест, ЮНЕСЕФ, ЮНЕСКО,
ВОЗ и др. Республика присоединилась
более чем к 40 международным конвенциям,
ею подписано около 400 многосторонних и
более 700 двусторонних договоров и
соглашений.
1997
г. принято решение о переносе столицы
из г. Алматы в г. Акмола, связанное с
геополитическими, экономическими
причинами развития Казахстана.
Разработана
и принята к реализации Программа "О
мерах по реализации стратегического
развития Казахстана до 2030 года".
Политическое
утверждение Казахстана сегодня неразрывно
связана с его политическим прошлым.
Поскольку, как видно из настоящей работы,
Казахстан издавна был свободным
государством, а временный его союз с
Россией был политическим шагом в борьбе
за независимость.
Комментариев нет:
Отправить комментарий