Translate

Периодизация и характеристика каменного века. Эпоха бронзы – Андроновы и Бегазы-дандыбаевская культура. Племенные союзы на территории Казахстана

План:
  1. Периодизация и характеристика каменного века
  2. Эпоха бронзы – Андроновы и Бегазы-дандыбаевская культура
  3. Племенные союзы на территории Казахстана
Литература:
  1. Серия «Талапкер». История Казахстана: Издательство «Арман-ПВ», 2006 г. – 424 стр.








Древнейшее человеческое общество

Природная среда

Около 700 тыс. лет назад природа и климат Казахстана отличались от современного. Ледниковая эпоха заканчи­валась, но процесс горообразования продолжался, по­этому горные долины еще были заполнены мощными лед­никами. Горы были ниже современных, со стороны Индийского океана с юга свободно проникали теплые влажные массы воздуха. Обилие влаги способствовало развитию богатой растительности, существенно отличавшейся от современной. Огромные стада позд­нее вымерших животных паслись на бескрайних прос­торах степей. У подножия Алтайских гор и в северных степных районах обитали мамонты, шерстистые носороги, пещерные медведи, гигантские бизоны и олени. В степях обитали стада сайгаков и джейранов, на горных склонах паслись теке и архары.

Примерно 100 тыс. лет назад началось похолодание, резко ухудшились климатические условия, стали выми­рать теплолюбивые животные. Похолодание в Казахстане продолжалось очень долго. Только в 12 тысячелетии начи­нается потепление и климат становится близким к. современному.
Таковы были природные условия эпохи палеолита (древнекаменный век), когда на территории Казахстана появился человек.
Сведения о появлении первых людей в мире

В исторической науке принято считать, что первые люди появились.в африканских саваннах около 3 млн лет назад. Костные останки вместе с грубыми рубящими ору­диями (чопперами) были обнаружены в 1959-1963 гг. в Олдувэйском ущелье (Восточная Африка). Этому древней­шему гоминиду исследователи дали видовое название «Человек умелый». В 1974 г. в восточной части Африки американские археологи нашли хорошо сохранившийся скелет самого древнего человека. Установлен возраст останков - 2,5 млн лет. Поскольку скелет принадлежал женщине, ее назвали «Люси».

Следующим звеном между человекообразной обезьяной и человеком является питекантроп, живший примерно 800-500 тыс. лет назад. Скелеты питекантропов были обнаружены в 1890-1892 гг. на острове Ява в Юго-Вос­точной Азии известным антропологом Э. Дюбуа.
В эволюционном процессе следующую ступеньку зани­мает синантроп (китайский человек). Костные останки синантропов были найдены в 1927 г. в Китае, недалеко от Пекина. Синантропы уже широко использовали огонь.

После синантропов на земле появились неандерталь­цы. Находок останков неандертальцев много. Наиболее известная - погребение неандертальского мальчика, которое было обнаружено в 1938 г. академиком А.П. Оклад­никовым в пещере Тешикташ в Узбекистане.
И уже затем появляется человек современного вида -кроманьонец. Это уже «человек разумный».
Периодизация древнейшей эпохи

Представления о жизни древних предков дает археоло­гическая наука, которая изучает места стоянок, пещер, гротов, где сохранились предметы трудовой деятельности человека - каменные орудия, отходы при их изготовле­нии; остатки пищи - кости животных. Но, безусловно, археологам наиболее полную информацию о прошлом дают хорошо сохранившиеся каменные орудия труда.
По технике изготовления орудий труда ученые смогли проследить эволюцию становления человека и общества в целом. В археологии принята специальная периоди­зация, согласно которой древнейшая история челове­чества делится на эпоху камня, меди, бронзы, железа. В свою очередь, каждая из перечисленных эпох подраз­деляется на периоды и культуры.

Каменный век делится на три периода.

1. Палеолит - древний каменный век (время суще­ствования ископаемого человека) - примерно до 20-10 тыс. до н.э.
2. Мезолит - средний каменный век, переход от древ­него к новому каменному веку - около 12-5 тыс. до н.э.
3. Неолит - новый каменный век, период перехода от присваивающего хозяйства, т.е. собирательства и охо­ты, к производящему, т.е. земледелию и скотоводству.

Палеолит в свою очередь делится на нижний (ранний) палеолит, средний (120-40 тыс. лет назад), верхний (поздний) палеолит (40-10 тыс. лет до н.э.). Палеолит вклю­чает в себя эпохи: Олдувай, Ашель, Мустье, Солютре, Ориньяк и Мадлен.
Переходный от камня к эпохе бронзы этап называется энеолитом (меднокаменный век) - 3 тыс. лет до н.э.

Весь период истории до появления первых государств и письменности принято называть первобытнообщинным строем.

Самая древняя пора нижнего палеолита, называемая дошелем, или олдувайской культурой, продолжалась примерно от 2,5 млн до 800 тыс. лет. В это время для раскалывания камня человек использовал другой камень, просто ударяя их друг о друга. Такая техника получила название техники оббивки, или галечной культуры. Сырьевым материалом в это время служила обыкно­венная галька. Камни-окатыши в большом количестве встречались на берегах рек. Иногда камни расщеплялись, а края заострялись. В этом случае они применялись в качестве резаков, скребков. В «Туркестанских ведо­мостях» за 1906 г. упоминается о том, что в декабре 1906 г. в районе хребта Каратау впервые в Казахстане были обнаружены стоянки времени палеолита. Сохранились следы кратковременных стоянок людей в других регионах Казахстана: Танирказган, Вориказган. Здесь обнаружены грубые рубящие орудия дисковидной формы, ручные рубила, кости животных, остатки кострищ. Далекие предки, обитавшие здесь небольшими группами (стадами), были охотниками и собирателями.

Другой раннепалеолитический памятник найден археологами в местности Токалы, что в 5 км от реки Кок-тал. Здесь было найдено множество орудий из кремния, в том числе рубящие орудия, нуклеусы, крупные отщепы.
Памятники ашельского времени обнаружены в Центральном Казахстане. Одна из таких стоянок - Кудай-коль - расположена на северо-восточной окраине Сары-арки. Среди орудий встречаются бифасы, т.е. орудия, которые обработаны с обеих поверхностей камня, многочисленные нуклеусы-ядрища, с которых скалы­вались отщепы и пластины, и использовались как орудия.

В следующий период - мустьерский - появляется другая, более современная техника обработки камня. К мустьерским стоянкам относится ряд памятников Цен­трального Казахстана, а также многослойная стоянка имени Ш. Уалиханова в Алгабасском районе Южнот. Казахстанской области. В настоящее время археологи разработали здесь шесть культурных слоев. В них най­дены орудия труда, примитивные жилища, очаги, кости животных. Очевидно то, что эти стоянки были долгим местом жительства.

Поздний палеолит охватывает время от 40 тыс. до 11-10 тыс. лет до н.э. Полностью изученные памятники палеолита на территории Казахстана дают возможность подтвердить вывод о непрерывном развитии материаль­ной культуры людей древнекаменного века. Человек в это время стал широко расселяться по различным районам, формируются расы и расовые группы. Складываются постоянные стоянки и захоронения, формируется человек современного физического типа, способного мыслить.

Наиболее полный материал для характеристики усло­вий жизни верхнепалеолитического человека представляют находки стоянок и каменных изделий в раскопках Канай, Свинчатка, Пещера, Шульбинко в Восточно-Казахстанской области, в районе хребта Каратау в Южном Казахстане, в районе р. Сарысу и Северном При­балхашье. Большой материал археологи нашли в период исследований стоянки Ашысайской в Южном Казахстане, датируемой поздним палеолитом. Появляются гарпуны. Заметно развитие у них общественных отношений, появ­ляются родовые общины. Найденные на стоянках фи­гурки женщины, сделанные из камня, кости или глины, свидетельствуют о становлении у них матриархального родового общества и зарождении искусства. Из орудий труда наиболее широко использовались проколки.

Мезолит (мезос - греч. средний) - период, когда начали отступать ледники, меняется климат, а, следовательно, флора и фауна. Исчезают крупные животные, в одних районах появляются элементы земледелия и скотовод­ства, в других рыболовческое и собирательно-охотничье хозяйство. Широкое употребление получают луки и стрелы, происходит изменение в технике изготовления орудий труда.

Неолит (новокаменный век) - период, когда значи­тельно улучшается техника изготовления каменных ору­дий труда. Камень шлифуют, пилят, сверлят, изготавли­вается керамическая посуда. Но важнейшим хозяй­ственным признаком данного периода стало распростра­нение земледелия и скотоводства. В настоящее время известно более 600 стоянок новокаменного периода. Среди них наиболее знаменитые стоянки в Атбасарском районе и Маханджар в Акмолинской области.

Именно это время закладывались основы производящего хозяй­ства. В археологической науке этот этап развития получил название «неолитической революции». Ее суть в том, что начинает развиваться ремесленничество, ткачество, гончарное производство. Для керамических изделий был характерен геометрический орнамент. Появляются наконечники стрел двусторонней обработки, небольшие скребки, ножевидные пластины, микролиты. Материа­лом для изделий служили в основном яшма, халцедон, опал. В Северо-Восточном Прибалхашье были найдены орудия, изготовленные из яшмы и кварцитов.

В эпоху неолита первобытное общество, в котором господствовал коллективный труд и общая собственность на средства производства, обретает новую структуру. Родовые общины начинают объединяться в племена. Неолитические племена Казахстана развивались во взаимодействии с племенами сопредельных территорий.

Энеолит. В эпоху энеолита, согласно критериям археологической периодизации, началось изготовление орудий труда из меди. Климат в эпоху энеолита был влаж­ным, что создавало идеальные условия для развития ско­товодства и, в первую очередь, коневодства. Появляется плоскодонная, богато орнаментированная керамика, мелкая пластика, жилища. Орудия стали носить универ­сальный характер, заметно снизилась тщательность их отделки. Стоянка древних людей этой эпохи найдена при раскопках памятников ботайской культуры в Север­ном Казахстане. Ботайская культура характеризует степ­ной энеолит Северного Казахстана. Она датируется Ш-П тыс. до н.э. и просуществовала одно тысячелетие.
Племена ботайской культуры уже могли добывать металл и изготавливать из него оружие и орудия труда. На стоянке у разъезда Ботай Кокшетауской области были найдены каменные булавы, ножи, кинжалы, железные пики, наконечники стрел, топоры, гарпуны, тесла, долота, реза­ки и разнообразные предметы, предназначенные для ' ткацкого производства. Среди швейных принадлежнос­тей были обнаружены иглы, проколы, шилья, а также культовые предметы, амулеты, украшения. На поселении Ботай были зафиксированы кости примерно 70 тыс. ло­шадей. Есть также кости зубра, тура, лося, косули, сайги, медведя, собаки, лисицы, корсака, верблюда, бобра, сурка, зайца, кабана, птиц.

Погребальный обряд и ряд символических предметов свидетельствуют о существовании тотемизма, культа предков. Раскопки в Поволжье, Приуралье, на Ман-гыстау показывают идентичность хозяйственно-общественных процессов в этот период в Казахстане.

Племена Казахстана в эпоху бронзы

На рубеже первой-второй четверти II тыс. до н.э. в евразийских степях была уже известна технология получения бронзы. Археологические памятники племен Казахстана эпохи бронзы относятся к андроновской культуре', названной так по месту первых раскопок могильника у села Андроново под г.Ачинском в Южной Сибири. Это одна из самых крупных культур эпохи брон­зы в Европе и Азии. В это время климат становится теплее и суше. Активно развивалось оседлое скотоводческо-земледельческое хозяйство. Памятники андроновской культуры распространены на обширной территории от Енисея до Урала. Одним из основных регионов распространения племен, входивших в состав андронов­ской общности, был Центральный Казахстан. Здесь обнаружены свыше 30 поселений и более 150 могиль­ников. Период бронзы Центрального Казахстана включает в себя три типа культуры: Федоровскую, Алакольскую и Дандыбаевскую. Раннюю Федоровскую культуру харак­теризуют специфические особенности могильников Бугулы, Аксу-Аюлы, Акшатау, Алакульскую - памятни­ков, расположенных в верховьях рек Атасу-Айшрак, Былкылдан. Поздний этап бронзы в Центральном Казах­стане знаменуется формированием новой культуры -Бегазы-Дандыбаевской. Для нее характерно, с одной сто­роны, сохранение андроновских традиций, а с другой -появление новых элементов: особого типа надгробных сооружений, своеобразного погребального обряда, новых форм глиняной посуды.

Об этнических предках андроновцев точных сведений нет. Некоторые историки считают, что андроновцы яв­ляются частью финно-угорского этноса. Другие относят андроновцев к представителям народов индо-иранского, арийского типа. В последние годы обозначилась и та­кая гипотеза: андроновцы принадлежат к носителям тюркского языка.

Изучая месторождения рудных залежей Казахстана, геологи обнаружили, что их разработка велась уже в третьем тысячелетии до н.э. Рыхлые руды добывали прос­тым «кайлованием» отбойниками и топорами, изготовленными из вязких третичных пород и кварцитов. В плотных рудах, не поддающихся кайлованию, употреблялся способ огневой проходки. На поверхности жилы или в глубине перед забоем разводили костер, и, когда порода раскали­валась, ее поливали водой. Каменными кирками, кайлами разрыхленную породу откалывали и деревянными лопа­тами насыпали в кожаные мешки, затем поднимали на поверхность земли. Остатки литейных мастерских были найдены на поселениях: Мало-Красноярск, Алексеевка, Никольское, Петровка II. Кроме литья, андроновцы знали приемы ковки, чеканки и тиснения.
Орудия труда из бронзы подняли человеческое развитие на более высокий уровень.

Андроновская эпоха отмечена расцветом культуры. Это стало возможным благодаря культурным и экономи­ческим контактам с культурами Средиземноморья и Малой Азии, и, видимо, уже в то время начинал заклады­ваться Великий Шелковый путь. Археологическим сим­волом андроновской культуры являются серьги и под­вески, которые в большом количестве обнаруживают ученые в погребениях.
Люди андроновской культуры уже имели достаточно сложное представление о мире, следовали особым тради­циям и обычаям. У них усилилось преклонение перед силами природы, особое место в миропонимании зани­мало преклонение перед духами покёйных, почему и хоронили они покойников с почестями. В эпоху бронзового века, наряду с захоронениями, умерших сжигали в огне. Это было связано с огнепоклонничеством. Сжигание тела покойного древние люди понимали как закономерность обновления природы, перехода в новую жизнь. Храните­лями древних традиций и знаний были жрецы. Сохрани­лись древние рисунки на камнях, сделанные андронов-цами. Такие рисунки, изображающие животных, людей, повозки, военные сражения, называются петроглифами. Одним из излюбленных сюжетов в наскальном искус­стве эпохи бронзы было изображение двугорбого вер­блюда-бактриана. На рисунках эпохи бронзового века часто изображались двухколесные колесницы. В част­ности, среди рисунков на скалах гор Каратау имеется 49 изображений двухколесных колесниц. Крупнейшим скоплением андроновских наскальных рисунков является Жетысу.

В эпоху бронзы основными занятиями людей стали кочевое скотоводство и мотыжное земледелие. Жили­щами андроновских племен были большие землянки с различными хозяйственными пристройками и загонами для скота. На смену матриархата пришли патриархальные семейно-родовые отношения, родовой коллективной собственности - собственность отдельной семьи.

По своему антропологическому складу андроновцы были представителями европеоидной расы - широколи­цые, с открытыми глазами, развитым надпереносьем, резко выступающим носом. Мировоззрение было мифологизированным.
Древние государства Казахстана. Эпоха раннего и позднего железа (VII в. до н.э. - IV в. н.э.)

Конец I тыс. до н.э. и начало н.э. является переломным моментом в истории Казахстана. В УШ-УП в.в. до н.э. в хозяйственной жизни населения казахских степей произошли серьезные изменения, связанные с изобрете­нием железа и переходом к кочевому способу производ­ства. В Жетысу складывается сакско-усуньская, в Йриаралье - кангюйская, в северо-восточной части Казахстана - гуннская, в Западном Казахстане - алан-ская этнокультурные общности.

Древняя история эпохи железа делится на 2 периода: эпоху раннего железа (VIII в. до н.э. - III в. до н.э.) и эпоху позднего железа (III в. до н.э. - IV в.н.э.). С началом изго­товления железных орудий, которые были более острыми, удобными и прочными по сравнению с орудиями из камня и бронзы, резко возросла производительность труда. Люди изобретают удила и конь становится важнейшим средством передвижения на дальние расстояния.

Саки
История, места расселения. В середине I тыс. до н.э. в древних рукописях появляются сведения о могуще­ственном союзе сакских племен. Греки называли кочевников скифами, персы - саками. Саки - это древние племена, которые в I тыс. до н.э. проживали на территории Центральной Азии, Казахстана и Восточного Туркестана. Саки обживали берега Сырдарьи, Амударьи, Иртыша, Ишима, Нуры, больших рек Жетысу.

Благодаря археологическим исследованиям и древним письменным источникам, таким, как история греко-персидских войн Гомера, священной книги древних иранцев «Авеста» и др., известно, что племена саков делились на 3 основные группы:

  1. Саки-тиграхауда. Эта группа племен проживала вокруг нынешнего Ташкента, в Северном Кыргызстане, Южном Казахстане и в Жетысу. Буквальный перевод названия племени - носившие остроконечные высокие головные уборы. Подтверждает это название сохранив­шийся головной убор «Золотого человека», найденного в Иссыкском кургане.
  2. Саки-хаомаварга. Сакские племена этой группы оби­тали в Приаралье. Название свое получили по имени осо­бого напитка, который умели изготавливать саки.
  3. Саки-парадарайя - заморские саки. Эти племена жили на северо-восточном побережье Аральского моря и на землях Центрального Казахстана. В письменных исторических источниках их называли даями, аргиппея-ми, исседонами и т.д.

Кроме этого, в Приуралье и Западном Казахстане обитали племена сарматов или савроматов. Распола­гаясь на северо-восточных границах крупных госу­дарств древнего мира, кочевники Казахстана активно участвовали в политических событиях тех лет.

Хозяйство, быт. Господствующим типом хозяйства у сакских племен являлось полукочевое и кочевое ското­водство. Переход к такой форме хозяйства способствовал экономическому прогрессу в жизни степных племен. Труд человека стал более продуктивным. Скот и продукты скотоводства быстро приобрели меновую функцию, что создавало условия для торговли кочевого мира с оседлыми государствами.

Саки-скотоводы разводили лошадей, баранов, ко­ров. В стадах преобладали овцы, но важную роль в хозяй­стве и вообще в жизни степняка играла лошадь. Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем. На базе скотоводческого сырья развивалось ремесло. Особого мастерства они достигли в изготовлении металлических орудий, оружия, украшений. Известно, что сакские мас­тера склеивали луки из двух и более пород дерева рыбьим клеем.

Кочевники-саки жили в войлочных жилищах - юртах, которые легко разбирались и быстро собирались. Осед­лое население, которое жило по берегам рек, строило дома из саманного кирпича и бревен. Интересную информацию о сакских памятниках Чирик-Рабат, Бабиш-мулла, Баланды нам оставил в своих трудах греческий ученый Страбон. Со временем у оседлого населения появи­лись не только селения, но и города, в которых процветали ремесла и торговля. Саки имели торговые связи с наро­дами Алтая, Сибири, Востока и Европы.

Общественный строй. Сакские племена жили в пе­риод разложения первобытнообщинного строя и появле­ния основных элементов военной демократии. Во главе племени стоял вождь, которого избирали все члены пле­мени. Он одновременно был и главнокомандующим войска. В его функции входило регулирование внутри­хозяйственной жизни, передел пастбищ, сенокосных угодий между общинниками.

В сакском обществе большим уважением и почетом пользовались женщины. Они были, как и мужчины, пре­красными воинами, умели стрелять из лука, на народных собраниях при рассмотрении важных вопросов женщины принимали участие в голосовании. Известны случаи, когда женщины избирались царицами сакского общества, как, например, Томирис, Зарина.
Религиозные представления. Доминирующей фор­мой религиозных верований был культ предков. Существо­вали специальные родовые кладбища возле зимовок. На них хоронили всех умерших, независимо от места и времени смерти. Умерших хоронили в парадной одежде, вместе с оружием, едой, предметами домашнего обихода. Могила сверху засыпалась землей в виде кургана. В сакских курганах археологами были найдены разнообраз­ные бронзовые, золотые, костяные и железные изделия. Особый интерес представляют предметы прикладного искусства, оформленные в скифском «зверином стиле», где фигурки зверей даются в движении.

Оседлые саки обожествляли землю, считали, что она обладает священной силой. Археологические материалы говорят о существовании у саков культа солнца и огня. Это подтверждается находками археологов в Жетысу «храмов огня». Сохранялись такие религиозные представ­ления, как анимизм, тотемизм и магия.

Политическая история. Сакские племена, занимая обширную территорию Азии, объективно были активными участниками политических событий той эпохи. При этом они выступали как независимые суверенные государ­ственные образования. Так, известно об обмене посоль­ствами дахов-массагетов с Персией и о ряде войн сакских союзов с этим государством. В середине VI в. до н.э. на территорию саков вторглись персы. В 529 г. до н.э. на Сырдарье разыгралось кровопролитное сражение, в ко­тором персы потерпели сокрушительное поражение. По легенде, царица кочевников Томирис велела отрубить голову плененного персидского царя Кира, опустила ее в мешок с кровью, сказав при этом: «Ты жаждал крови, пей же ее!».

Сын Кира - царь Дарий I через несколько лет покорил некоторые кочевые племена, заставил их ежегодно выплачивать дань. Но проникнуть глубоко в степь, даже после организации в 518 г. до н.э. второго похода, он не смог, ополчение кочевников активно этому сопротивля­лось. О борьбе за независимость своего государства оставил нам информацию греческий историк Полиген. Он описал подвиг простого кочевника Ширака, который порезав себе ножом тело и перебежав в стан врага, пред­ставил себя обиженным сородичами. Заявив о том, что он хочет отомстить обидчикам, Ширак завел персов в безводную пустыню, где они и погибли.

В борьбе против греко-македонского завоевания саки, жившие севернее Сырдарьи, заключив союз с персами, также сумели сохранить независимость.

Известно имя вождя саков Спитамена, который три года вел партизанскую войну с македонянами.

Сарматы. Савроматы

История сарматов. Территория расселения. В VII-VI вв. до н.э. на громадной территории поволжско-уральских степей обитали группы племен, родственных в культурном и этническом отношениях. В эту группу входили племена западных районов Казахстана, которых античные авторы называли сарматами. В настоящее время исследовано большое количество памятников сарматского периода. По научной классификации наиболее древние памятники сарматов называют памятниками савроматов. Памят­ники сарматов на территории Казахстана в основном встречаются в Западном Казахстане. В III в. до н.э. рар-маты достигли пика в своем развитии, стали завоевывать земли соседних племен, быстро продвигаться на Запад. Они вобрали в себя культуру Центральной Азии и При­черноморья, установили политические и экономические связи с Боспорским государством. Сарматы-савроматы говорили на языке, близком к скифскому, что подтверж­дается записями Геродота. В савроматском обществе существовало равноправие между женщинами и мужчи­нами. В начале I в. н.э. началась многолетняя засуха, что привело к сокращению численности населения. Вслед­ствие этого, ряд савроматско-сарматских родов сме­шался с другими кочевыми племенами, а часть стала заниматься земледелием.

Общественный строй. Постепенно распадается перво­бытнообщинный строй, появляется имущественное нера­венство, формируется такая система политической организации, которую в науке принято называть «военной демократией». Особенностью политической жизни сарматов было высокое общественное положение женщин.

Хозяйство и культура. Племена сарматов занимались в основном кочевым скотоводством. Они, как и другие кочевники, разводили лошадей, овец, в меньшей степени верблюдов и крупный рогатый скот.

Наряду с занятием скотоводством, занимались земле­делием, выращивая зерновые культуры. Дополнительным источником питания являлась охота на оленей, джейра­нов, зайцев, лис. Развитым было ремесло: ювелирное, оружейное, гончарное.

В погребальных комплексах савромато-сарматского времени постоянно встречаются многочисленные пред­меты вооружения и конского снаряжения. Они имеют много общего с вооружением и конским убранством дру­гих районов евразийских степей и в то же время по ряду признаков очень своеобразны. В арсенале савроматов-сарматов были в основном лук со стрелами, мечи и копья. Нигде в других районах Казахстана не встречается столь много находок бронзовых наконечников стрел. В некоторых наиболее богатых погребениях их число доходит до 300 штук. Большинство наконечников копий сделано из железа. В сарматских захоронениях археологи часто находят зеркала, сделанные из бронзы.

Все известные на территории западных и северных районов Казахстана памятники эпохи раннего железа принадлежали двум историческим этапам - VII-V вв. до н.э. и IV-II вв. до н.э.
Первые условно объединены под названием савро-матской культуры, вторые относят к сарматам поздне-греческих источников. В археологии памятники IV-II вв. до н.э. называют еще, по месту первых раскопок, прохоровскими.

Древние насельники Западного Казахстана были огнепоклонниками. Истоки этого культа уходят в андро-новскую пору. С культом огня, как с символом священной, всеочищающей силы, связан обряд помещения в могилы кусков охры, мела, гипса, белых раковин. Их красный, желтый, белый цвета символизировали три главных священных цвета у савроматов.

У сарматов, как и у большинства евразийских ското­водческих племен, было развито прикладное искусство звериного стиля. Видовой состав изображаемых животных отражает местную фауну пустынных и степных районов Казахстана - это двугорбый верблюд, сайга, лошадь.

Государство кангюев

Впервые кангюи упоминаются в письменных источни­ках II в. до н.э. Многочисленные племена кангюев прожи­вали в долинах Таласа, Сырдарьи и Центральном Казах­стане. Согласно сведениям Китайского посла Чжань-Цяну, «Кангюй лежит почти в 200 ли от Давани (Ферганы) на северо-запад». На протяжении всей истории государства кангюйские правители стремились сохранить под своим контролем участок Шелкового пути от Ферганы до Приаралья, шедшего до Сырдарьи. Многие раннесредне-вековые города южного Казахстана стали появляться в эпоху расцвета Кангюйского государства.
Правитель кангюев жил в городе Битянь, имел около 600 тысяч подданных и мог в случае военной опасности собрать 120-тысячное войско.

Хозяйство и быт кангюев. Важной отраслью хозяйства являлось скотоводство. Разводили лошадей, овец, коз, крупный рогатый скот, верблюдов. В долине Сырдарьи кангюи занимались богарно-лиманным земледелием и оседлым скотоводством. Выращивали зерновые, ого-родно-бахчевые культуры. Обработка почвы произво­дилась каменными мотыгами, использовались костяные и металлические земледельческие орудия. Уже в начале нашей эпохи кангюи построили на реке Чирчик Захский канал протяженностью в 20 км. Слева от реки был построен Ханарыкский канал.

Ремесло и торговля. В период расцвета государства кангюев в Хорезме, Приаралье, в долине Зеравшана, начинают появляться крупные городские поселения. Именно они стали центрами ремесла. Ремесленники изготавливали металлическую и керамическую посуду, хорошо было развито кузнечное дело, отливка бронзовых изделий, ювелирное дело. Кангюи изготавливали кинжалы, мечи, наконечники стрел, копья, латы, кольчуги, орудия труда для рыхления земли, женщины обрабатывали и пряли шерсть, валяли кошмы, плели циновки.

Развитие различных отраслей производства позволило кангюям очень рано наладить взаимный обмен продук­тами своей хозяйственной деятельности. Широко практиковалась торговля с соседними народами. Извест­но, что кангюи чеканили свои монеты, их во множестве нашли в процессе раскопок окрестностей Ташкента археологи. Активной внешней торговле способствовал Великий Шелковый путь.

Общественный строй. В Средней Азии кангюйскому правителю подчинялись пять «малых владений». В госу­дарстве было имущественное и социальное неравенство, уже существовала частная собственность. Общество знало рабство. Рабами, как правило, становились военнопленные.

Глава государства кангюев носил титул хана. При нем были военачальники, при принятии важных решений хан опирался на Совет старейшин.

Культура и религиозные верования. В сложении кангюйской культуры приняли участие как оседлые, так и кочевые племена. Кангюи были хорошими строителями. Дома строились из сырцового кирпича, жилые помеще­ния освещались окнами и отапливались открытыми очагами и печами типа камина. Было широко развито искусство: музыка, танцы, резьба по кости. Ювелирные изделия кангюев представлены золотыми серьгами, бронзовыми кольцами, золотыми бляшками с зернью и вставками из цветного камня, различными бусами.

Племена кангюев, как и другие племена, поклонялись духам предков, Солнцу, Луне, звездам, стихийным силам природы. В обществе постепенно сформировались свои религиозные обряды и традиции. Во всех районах обитания кангюйских племен около поселений располага­лись могильники. Погребальные сооружения состояли из наземных курганных насыпей и подземных камер.

Захоронения совершались в простых грунтовых ямах. В могилу ставили глиняные и деревянные сосуды с пищей. Мужчин хоронили с оружием - кинжалами, мечами, луками и стрелами. В женских захоронениях преобладали украшения - серьги, кольца, браслеты, ожерелья из бус.

Государство усуней

В конце первого тысячелетия до н.э. на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбагатая формируется государ­ство, известное из китайских источников, как «страна Усунь». Усуни были потомками прежнего населения Жетысу, т.е. саков-тиграхауда. Данные об усунях есть в «Секретной Монгольской летописи», в трудах Рашид ад-Дина (XIV в.). Территория государства усуней была обширной, северные его границы доходили до Балхаша, западные - до Таласа. Центром усуньских владений была Илийская долина в Жетысу. Ставка правителей находилась в Кызыл Ангаре (Красная долина) на берегу Иссык-Куля.

Хозяйство и быт усуней. Основой хозяйствования усу­ней было скотоводство, разводили все виды скота: лоша­дей, овец, крупный рогатый скот, двугорбых верблюдов, коз, ослов. Более всего ценились лошади. Археологические раскопки говорят о существовании у усуней земледелия. Землю обрабатывали мотыгой, урожай убирали бронзо­выми серпами. Земледельцы умело строили оросительную систему, что позволяло выращивать огородно-бахчевые культуры, просо, ячмень и т.д. Усуни занимались не только орошаемым, но и богарным (бесполивным) земледелием. В начале I века усуни постепенно переходят к оседлому образу жизни, что подтверждается таким направлением хозяйственной деятельности, как садоводство.

Промыслы усуней. У усуней было развито ремесло. Они знали технологию добычи и плавки руд, получая из нее золото, медь, бронзу, свинец, железо. Из металла делали оружие, предметы быта, из драгоценных и полудраго­ценных камней ювелирные украшения. Использовали усуни камень, дерево, кость, кожи, глину для изготовления необходимых предметов быта, одежды, посуды. О занятии усуней ткачеством говорят остатки тканей и глиняные пряслица от веретен. Зимовки - поселения усуней сос­тояли из нескольких жилых каменных построек, обогре­ваемых очагами и громадного двора - загона для скота. Люди жили здесь не только зимой, но и летом.

Общественный строй усуней. Усуньское общество не было однородным, в нем были богатые - племенная и родовая знать, дружинники, жрецы - и рядовая масса скотоводов и земледельцев. Частная собственность рас­пространялась не только на скот, но и на землю. Источ­ники свидетельствуют о развитой системе должностей у верхушки общества. Наряду со свободными общинниками, в обществе усуней были рабы, в основном из военноплен­ных. Письменные источники и археологический материал свидетельствуют о том, что общество усуней достигло уровня государственности.

Верховная власть в государстве находилась в руках правителя, носящего титул гуньмо. Вождей родов назы­вали беками. Население достигло 630 тыс. человек, государство могло выставить во время военных конфлик­тов более 188 тыс. воинов.

Гунны

История происхождения племени. В конце Р/-Ш вв. до н.э. на территории, близкой к северной границе Китая, сформировалось объединение азиатских племен гуннов, которые нам известны под именем хунну или сюнну. Это были прототюркские племена, которые внесли кардиналь­ные изменения в этнополитическое развитие всего Евразийского континента. Они положили начало Великому переселению народов. Согласно письменным источникам, гунны объединяли 24 рода и ко II в. до н.э. владели огром­ной территорией от Забайкалья до Тибета, от Восточного Туркестана до Среднего течения реки Хуанхэ.

Часть этих племен ассимилировалась с местными племенами и составила современный казахский народ.

Общественный строй. В 109 году до н.э. глава государ­ства Модэ провел административную реформу, которая укрепила государство. В государственное объединение входили 24 рода, во главе каждого стояли старейшины. Действовал Совет старейшин и народное собрание, на котором обсуждались государственные вопросы. Сущест­вовала частно-семейная собственность на жилище, скот и землю, было распространено рабство. Рабами чаще всего становились военнопленные, но было и долговое рабство.

Главой государства являлся шаньюй. Как и во многих восточных странах того времени, его власть была едино­личной. За ним шли князья, носившие общее название темников. Власть шаньюя и князей передавалась по наследству. Все высшие должности занимали члены царствующего дома.

Вельможа вместе с должностью получал в управление удел, размеры которого определялись степенью родства чиновника с царствующим домом.

Появление у хунну частной собственности на скот и землю, сложение бюрократичного аппарата, введение налогов как формы эксплуатации, распространение письменности позволили этим племенам перейти к новому этапу - классовому обществу и государству.

Хозяйство и быт. Основная сфера хозяйственной дея­тельности хунну - скотоводство. Стада практически весь год находились на подножном корму. Древние источники сообщают о том, что хунны знали оседлость и земледелие, постепенно значительная их часть перешла к оседлости.
Жили они, в основном, в юртах, но умели строить зим­ние жилища - полуземлянки, обогреваемые системой канов. Одежда хуннов изготавливалась из кожи, мехов, грубых шерстяных тканей. Богатые хунны имели одежду из китайского шелка или хлопчатобумажной ткани.

Широкое развитие у хуннов получило ремесло. Ремес­ленники искусно изготавливали из железа мечи, кинжалы, пряжки, предметы конской сбруи. Из бронзы делали украшения и некоторую бытовую утварь, как, например, котлы, топоры, тесла. Важное место в хозяйстве занимали обработка шерсти и ткачество. Из выделанных кож изготавливали одежду, обувь, ремни, конскую сбрую.

Политическая история. В 109 году до н.э. глава госу­дарства Модэ провел административную реформу, которая укрепила государство, армию. С именем Модэ связано начало военных действий с Китаем, где в это время правила династия Хань. Император Китая признал свое поражение, регулярно выплачивал дань Модэ.

Однако государство хунну было непрочным. Под давле­нием соседних племен и внутренних междоусобиц в I в. до н.э. оно начинает распадаться на полунезависимые объединения. В 55 году до н.э. государство распалось на южную и северную части. Южные хунны приняли поддан­ство Китая, а северные откочевали на запад, сохранив при этом свою независимость. Но из-за постоянного давле­ния Китая, северные хунны вынуждены были перейти Тянь-Шань, заключить военный союз с правителем кан-гюев. Это была первая волна переселения хуннов на территорию Казахстана и Средней Азии.


Вторая волна переселений началась в конце I века н.э., когда под давлением хунну множество кочевых племен были вынуждены двигаться на север от Сырдарьи, в район Аральского моря, к Каспию. Этот процесс протекал лавинообразно и длился со II по V века. «Великое пересе­ление народов», длившееся более 300 лет, вынуждало огромные массы кочевников, пестрых по этническому составу, двигаться из Центральной Азии на запад через территорию Казахстана. Под предводительством Атиллы, армия гуннов в 447-448 гг. вторглась в восточную часть Римской империи и захватила ее. Хунны внесли измене­ния в состав и расселение жителей этого региона, привед­шие к тому, что здесь стали преобладать тюркские племена.

Комментариев нет:

Отправить комментарий