Первое
упоминание хунну в письменных источниках
относится к 822 г. до н.э., когда они
совер шают грандиозный поход на Китай.
В III в. до н.э. хуннские напа дения
усиливаются, что заставило китайских
императоров пост роить Великую стену.
В 47 г. до н.э. хунну разделились на две
части- северных и южных. Первые приняли
подданство Китайской империи, последние
сохранили независимость. Часть северных
хунну, ведя упорное сопротивление
китайской агрессии, вынуждены были
откочевать в страну кангар. Таким
образом, на рубеже нашей эры начинается
массовое переселение хуннских племен
на террито рию Казахстана. В 93 г. северные
хунны, теснимые китайскими войсками,
достигли Тарбагатая, затем степей
Центрального Казах стана и берегов
Сырдарьи.
Во
главе хуннской державы стоял монарх,
именовавшийся «Рожденный небом и землей,
поставлен ный солнцем и луной, хуннским
великим сенгиром». Часто сенгиры носили
также титул «танкир кут» - «обладающий
небесной благо датью». Главной формой
престолонаследия было завещание, хотя
часто власть передавалась сыну. Нередки
были также факты узурпации власти и
выборов сенгира знатью. Сенгир выполнял
военные, дипломатические, культовые
функции, являясь не только правите лем,
но и первосвященником хуннского народа.
Аттила.
Аттила
свои первые удары обрушил на Восточно-Римскую
империю, которую заставил выплачивать
в 448 г. ежегодную дань. Затем, объединив
германские племена герулов, остготов
и гепидов, начал войну против
Западно-Римско.й империи, в союзе с
которой выступили вестготы, аланы,
бургунды, франки. Битва, произошед шая
в 451 г. между двумя армиями, закончилась
поражением Аттилы, но уже в следующем
году его войска подошли к Риму и заставили
императора бежать из столицы. После
смерти Аттилы в 453 г. его держава распалась.
С
массовым проникновением гуннов на
территорию Казах стана и дальнейшим
движением гуннских и кангарских племен
на запад связано изменение антропологического
типа коренного насе ления и распространение
протокипчакского диалекта тюркского
языка.
Социальный
строй и хозяйство хунну и гуннов.
Хунну
имели хорошо организованное войско.
Его основу составляли под вижная и
маневренная конница. Патриархально-родовые
отношения в хуннском обществе достигли
своего расцвета, однако в его недрах
уже назревали новые общественные
отношения. Существовала част ная семейная
собственность на скот. Материалы
раскопок, захоро нений хуннской знати
указывают на имущественное неравенство.
В
праве собственности мы видим черты,
характерные для большинства кочевых
обществ. Каждый хуннский род владел
поло сой земли, на которой вел хозяйство.
Горные леса считались общей собственностью
и находились в пользовании отдельных
родов. Пус тынные и неудобные для
хозяйствования земли были в собствен ности
государства. У усуней же земля находилась
в собственности семьи, существовали
запретные «царские» земли.
Хунну,
как и другие кочевники Евразии, жили в
юртах, зимних жилищах. В жилищах хуннов
имелась система отопления-дымоходы
очагов, положенные горизонтально у
стен, обогревали дома. Над дымоходами
устраивались лежаки или нары.
Одежда
хунну изготовлялась в основном из кожи
и шерсти. Также применялись китайский
шелк и хлопчатобумажная материя.
Главную
роль в хозяйстве хунну играло скотоводство.
Почти все поголовье скота круглогодично
содержалось на подножном корме. Среди
них известны оседлые племена земледельцев.
Комментариев нет:
Отправить комментарий