Философ,
ученый-энциклопедист, один из главных
представителей восточного аристотелизма,
переплетающегося с неоплатонизмом.
Прозвище - Второй учитель (после
Аристотеля). Жил в Багдаде, Алеппо,
Дамаске. Основные сочинения: "Геммы
мудрости", "Трактат о взглядах
жителей добродетельного города",
трактат о классификации наук, "Большая
книга о музыке".
Аль-Фараби
родился в 870 году в районе Фараба, в
городке Васидж, у впадения реки Арысь
в Сырдарью (территория современного
Казахстана). Он выходец из привилегированных
слоев тюрков. Полное имя - Абу-Наср
Мухаммад Ибн Мухаммед Ибн Тархан Ибн
Узлаг аль-Фараби ат-Турки.
Стремясь
познать мир, аль-Фараби покинул родные
места. По одним сведениям, он ушел в
юности, по другим - в возрасте около
сорока лет. Аль-Фараби побывал в Багдаде,
Харране, Каире, Дамаске, Алеппо и других
городах Арабского халифата.
Аль-Фараби
до приезда в Багдад владел тюркским
языком и некоторыми другими, но не знал
арабского, к концу же жизни владел более
чем семьюдесятью языками. Живя в Багдаде,
аль-Фараби начал заниматься различными
науками, прежде всего логикой. В это
время в Багдаде наиболее популярным
мыслителем был Абу-Бишр Матта бен-Йунис.
Ряды его учеников пополнил аль-Фараби,
который записал со слов Абу-Бишр Матта
комментарии к трудам Аристотеля по
логике. Аль-Фараби углубился в изучение
наследия Аристотеля, он обретает легкость
восприятия идей и совокупности задач
и проблем, поставленных великим греком.
Результатом
разносторонних научных изысканий
аль-Фараби явился трактат "О
классификации наук", в котором в
строгом порядке были перечислены науки
того времени, определен предмет
исследования каждой.
В Багдаде
аль-Фараби основательно пополняет свои
знания, входит в контакт с видными
учеными и довольно быстро становится
самым авторитетным среди них. Но в среде
догматически настроенных богословов
возникает неприязнь ко всему строю
мышления аль-Фараби, нацеленному на
открытие рационалистических путей
познания и поиски достижения для людей
счастья в земной жизни. В конце концов
аль-Фараби вынужден покинуть Багдад.
Он
направляется в Египет через Дамаск. В
своей книге "Гражданская политика"
он упоминает, что начал ее в Багдаде, а
кончил в Каире (Миср). После путешествия
аль-Фараби вернулся в Дамаск, где прожил
до конца своих дней, ведя в нем уединенный
образ жизни. Свои сочинения он записывает
на отдельных листах (поэтому почти все
созданное им приняло форму отдельных
глав и записок, некоторые из них
сохранились лишь в фрагментах, многие
не были закончены). Умер он в возрасте
восьмидесяти лет и был погребен за
стенами Дамаска у Малых ворот. Сообщают,
что молитву по нему на четырех папирусах
читал сам правитель.
Философская
деятельность аль-Фараби многогранна,
он был ученым-энциклопедистом. Общее
количество работ философа колеблется
между 80-ю и 130-ю.
Аль-Фараби
стремился постичь конструкцию мира
систематически. Начало выглядит вполне
традиционно - это аллах. Середина - это
иерархия бытия. Человек это индивид,
постигающий мир и действующий в нем.
Конец - достижение подлинного счастья.
Большое
значение аль-Фараби придавал уяснению
места человека в познании. Чувственного
познания недостаточно для постижения
сущности. Это возможно только посредством
разума.
"Трактат
о взглядах жителей добродетельного
города" - одно из самых зрелых
произведений аль-Фараби. Он создан в
948 году в Египте.
Здесь
содержится учение о "добродетельном
городе", во главе которого стоит
философ. Аль-Фараби полагает, что цель
человеческой деятельности - счастье,
которого можно достигнуть лишь при
помощи разумного познания. Общество
мыслитель отождествлял с государством.
Общество - тот же человеческий организм.
"Добродетельный город подобен
здоровому телу, все органы которого
помогают друг другу, с тем, чтобы сохранить
жизнь живого существа".
Комментариев нет:
Отправить комментарий